Звуковая карта creative sb x fi pro. Обзор звуковой карты Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook

Швецов Игорь

Отзыв с Яндекс.Маркета

Достоинства
    Наконец то лежавшие лет 5 забракованные за плохой звук наушники Pioneer HDJ-1000(думал купил подделку), зазвучали, да еще??ак, упругий бас, изумительная середина, верха без восторга, но очень хорошие. Вывод, для высокоомных наушников нужен усилитель, в данном девайсе он есть)))
Недостатки
    Цена, но я нашел на авито за 3 тыс, так что пофигу)))
Комментарий

Для не подверженных аудиофильским перегибам, но ценящих достойный звук

16 5

    хорошие комплектующие и как следствие — весьма неплохие характеристики;
    RCA-разъёмы стандартные для hi-fi аппаратуры;
    наличие RIAA-корректора и земляного контакта для подключения проигрывателей «винила» с головками ММ;
    приятный дизайн корпуса и мягкий кабель USB;
    в новых драйверах появилась поддержка ASIO;
    относительно умеренная цена.
Недостатки
    поддержка частоты дискретизации 44.1 kHz — только для S/PDIF выхода, а для аналогового, увы, только 48 и 96 kHz;
    неудобный (да и не нужный)цифровой регулятор громкости;
    поддержка ASIO — только для воспроизведения, и только для аналогового выхода;
    микрофонный вход сделан для штеккера 6.3 мм (как бы для «солидных» микрофонов), а на деле — он стереофонический и с питанием для обычных «электретников».
Комментарий

У меня релиз устройства, на котором логотип THX, а не SBX, но это чистый маркетинг и драйвера (железо абсолютно одинаковое, видимо какие-то проблемы лицензирования).
Подбирал качественное внешнее решение для нетбука, что бы использовать его как универсальный плейер (FLAC и APE) к хорошему hi-fi усилителю.
Качество RIAA-корректора устраивает, звучит абсолютно ничем не хуже встроенного в интегральный усилитель — пойдёт для оцифровки «винила» из моей коллекции 30-летней давности:-)
Покупкой доволен, проблем с эксплуатацией нет (в и-нете часто пугают глючностью Креативовских USB-устройств).

Пожаловаться Отзыв помог? 34 9

    Простая. Всего 2 режима в которых можно слушать (24/48, 24/96). Есть линейный вход SNR 100db (можно использовать карту для различных измерений). Работает на драйверах с сайта нормально как в 10-ке так и под 2012 R2. Работает в 24/96 через «HIFIMEDIY USB ISOLATOR». С ним полное отсутствие каких-либо шумов/наводок. Вход и выход на RCA разъемы. Все просто и понятно. Звучание при правильном «приготовлении» (качественном ресемплировании в 96 кГц) лучше большинства встроенных решений. В целом если не зацикливаться на сравнении с более дорогими решениями, слушать карту можно и даже реально получать от этого удовольствие.
Недостатки
    По качеству звука в одинаковых условиях проигрывает ASUS Xonar Essence STX, что вроде бы неудивительно при разнице в цене в 3 раза. Надеялся не услышу разницы, но нет, чудес не бывает. У ASUS лучше детализация, а у Creative слишком акцентированы высокие частоты, и в целом звук воспринимается как чуть «смазанный», недостатка в низах я не ощутил (совсем). Очень странным является отсутствие поддержки частот кратных 44100 Гц. Но я слушаю foobar2000, ресемплер там очень хороший (dBpoweramp), так что не считаю это для себя критичным. Еще на мой взгляд синяя лампочка дурацкая. И регулятор громкости нафиг не нужный и неудобный.
Комментарий

Карта как карта, сколько стоит так и играет. Частоту 44100 я думаю зарезали специально маркетологи по каким-то соображениям (не дай бог будут вместо E-MU использовать), звучание чем-то выдающимся не отличается, эффекта «ВАУ» не вызывает. По поводу наушников ничего не пишу — слушаю только АС. В обзорах пишут хорошо тянет любые «УШИ». Учитывая цену можно было бы поставить наверное карте 5-, если бы не отсутствие поддержки 44 кГц.

Пожаловаться Отзыв помог? 10 9

    Лучше штатного HD Audio. Улучшение качества услышать можно на нормальной акустике или наушниках, пробовал.
Недостатки
    1. ПО и драйвера неочень.
    2. Регулятор громкости с новы драйвером работает крайне косячно, с дерганьем и перескоками уровней, бил в бубен с драйвером.
Комментарий

Возможно, если бы я купил карту раньше чем 02 января 2020г, мой отзыв был бы лучше.
Некоторое время несколько страдал и мучился с со статическими периодическими щелчками в наушниках, читал форумы, и согласно как бы советам передергивал шнуры юсб и лез бесполезно что нибудь подстроить в биос. Сменил драйвер XUHD ... 0025 «Дата выпуска: 2 янв 20» на более старый XUHD ... 0024 «Дата выпуска: 26 авг 16», щелчки пропали, надеюсь навсегда, несли косяк опять появится, сдам обратно в магазин, дополню отзыв, отпишусь.

Пожаловаться Отзыв помог? 2 0

    Звук классный, достаточно детальный, заметно лучше штатного HD Audio.
    Нелинейные искажения на выходе для наушников не сильно плавают при изменении громкости (насколько успел расслышать за 1 день).
Недостатки
    Попался брак, не рабочий регулятор громкости, пришлось вернуть — это даже не минус, бывает.

    Минус, как уже отмечали ранее: «поддержка частоты дискретизации 44.1 kHz» не для всех выходов.

    Отмечу еще один неудобный момент, проявившийся за 1 день пользования. После просыпания компьютера из «сна» не во всех приложениях был звук. Корректно работали только те, где явным образом можно указать источник (Creative ASIO, например). Но браузеры и многие другие программы берут звук с устройства по умолчанию — собственно звука не было, даже перезагрузка не помогала, только отключение USB и подключение заново. Не сильно удобно, постоянно компьютер в сон отправляю.

Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook - единственная звуковая карта с интерфейсом ExpressCard. Посмотрим, насколько она хороша по сравнению с интегрированным звуком.

Ни для кого не секрет, что интегрированные звуковые карты обычно не отличаются выдающимся качеством. К сожалению, это справедливо не только для настольных компьютеров, но и для ноутбуков. В частности, в моём личном ноутбуке Fujitsu Siemens ESPRIMO M9400 выход на наушники очень шумный. В низкоомных и чувствительных наушниках (например, таких, как уже рассмотренные нами Creative EP630 и Philips SHE9500) прекрасно прослушиваются помехи, вызванные работой жесткого диска и графического адаптера.

При этом я довольно часто использую ноутбук для прослушивания музыки через наушники, и такая ситуация меня, естественно, не устраивала. В отличие от десктопов, куда можно установить любую звуковую карту из десятков существующих моделей, ноутбуки имеют ограниченные возможности расширения. Поэтому при выборе звуковой карты для использования с портативным компьютером приходится ориентироваться в первую очередь на внешние решения с интерфейсом USB. Однако они, как правило, отличаются немалыми размерами, а многие также требуют внешнего питания, что не позволяет постоянно носить их с собой.

Некоторые производители профессиональной аудиотехники - например, Echo или EMU - делают звуковые карты PCMCIA, однако мой ноутбук (как и большая часть современных ноутбуков) оснащён только слотом ExpressCard. Именно это и стало причиной приобретения звуковой карты Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook, которая является единственной в мире звуковой картой, предназначенной для установки в разъём ExpressCard. Итак, встречайте - Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook.

Комплект поставки, внешний вид, интерфейсы

Карта поставляется в небольшой коробке традиционного для Creative дизайна.

Помимо самой звуковой карты, в коробке находятся традиционный комплект макулатуры на пяти языках, ужасного качества проводная гарнитура, драйвер и весьма приятный чехольчик для транспортировки.

Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook почти полностью прячется в слоте ExpessCard, снаружи остаётся только "голова", на которой расположены три разъёма: выход, вход и коннектор для подключения так называемого Speaker Docking Module. Этот самый модуль необходим для аналогового подключения звуковой карты к акустике формата 7.1 или 5.1. В комплект поставки он не входит, и возможность его приобретения на территории стран СНГ под вопросом.

Стереовыход у карты совмещён с цифровым оптическим выходом, а вход (к которому можно подключать как микрофон, так и линейные источники) - с цифровым оптическим входом. Таким образом, владелец ноутбучного X-Fi получает полный комплект цифровых аудиоинтерфейсов. На мой взгляд, при просмотре фильмов с многоканальной звуковой дорожкой в форматах Dolby Digital и DTS имеет смысл выводить звук на внешний ресивер через оптический выход. С этой задачей Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook справляется блестяще.

Функции

Несмотря на название, X-Fi Xtreme Audio Notebook не включает в себя чип Creative X-Fi (EMU20K1). В первую очередь это означает, что карточка плохо подходит для воссоздания трёхмерного звукового окружения в компьютерных играх, но как раз для ноутбука это неважно, поскольку мобильные компьютеры (даже самые мощные) для игр не предназначены. Гораздо важнее то, что в X-Fi Xtreme Audio установлены цифро-аналоговые преобразователи (ЦАПы) более качественные, чем во встроенной звуковой карте. Creative нигде не говорит о применяемых комплектующих, но, насколько мне удалось понять во время перелопачивания интернета, в XFXA используется ЦАП CS4382A производства весьма уважаемой компании Crystal Semiconductor и АЦП WM8775, выпущенный Wolfson Microelectronics. Если ЦАП по уровню вполне соответствует бытовой Hi-Fi аппаратуре, то АЦП сильно уступает ему по качеству (эта теория впоследствии будет подтверждена измерениями). Звуковая карта поддерживает две фирменные технологии Creative - CMSS-3D и X-Fi Crystalizer. Первая из них делает звук в наушниках псевдотрёхмерным и абсолютно бесполезна в реальной жизни. Вторая технология по идее призвана существенно улучшить качество сжатого звука (такого, как MP3), её мы обсудим чуть позже.

Драйверы и ПО

Тестирование звуковой карты проводилось на ноутбуке Fujitsu Siemens ESPRIMO M9400 (процессор Core 2 Duo T5250, 3 Гб оперативной памяти, чипсет Intel GM965) под управлением операционной системы Windows Vista Ultimate. Сразу же хочу отметить, что драйверы, поставляемые на комплектном диске, просто ужасны. Во-первых, они сильно устарели, во-вторых - процедура их установки занимает ни много ни мало 1 час 15 минут. Я рекомендую даже не распаковывать этот диск, а сразу загрузить новую версию драйверов с сайта Creative . Единственное замечание - записанная на комплектный диск версия PowerDVD отдельно не устанавливается. Если она вам нужна, придётся сначала установить весь комплектный софт, а потом уже обновлять драйвер до свежей версии. Вообще Creative не слишком охотно пишет драйверы для своих устройств, новые версии обычно выходят раз в полгода или реже.

Дополнение от 16.01.2009: после установки Windows Vista SP1 в работе звуковой карты начались проблемы - например, периодическое "залипание" звука. По состоянию на январь 2009 года компания Creative так и не выпустила версию драйверов, полностью совместимую с Vista SP1. Помимо самих драйверов, вам понадобится утилита Creative Console Launcher, поскольку некоторые настройки звуковой карты (например, режим работы аналогового входа) можно изменять только с её помощью. В отличие от других звуковых карт семейства X-Fi, модель Xtreme Audio Notebook ограничена только развлекательным режимом (Entertainment Mode). Игровой (Game Mode) и "творческий" (Audio Creation Mode) режимы отсутствуют. Карта не поддерживает интерфейс ASIO и поэтому не может использоваться для профессиональной работы со звуком.

Стоит отметить, что X-Fi Xtreme Audio прекрасно уживается с интегрированной в ноутбук звуковой картой, что позволяет проводить разные интересные фокусы, например, вдвоём слушать разную музыку на одном ноутбуке.

Измерения

Так получилось, что как раз во время написания этого материала в мои руки кратковременно попал профессиональный внешний аудиоинтерфейс EMU 0202. Я воспользовался этой возможностью, чтобы провести некоторые измерения аналогового тракта звуковой карты Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook при помощи известного пакета RightMark Audio Analyzer .

Режим работы: 16 бит 44 кГц

Noise level, dB (A)
Dynamic range, dB (A)
THD, %
THD + Noise, dB (A)
IMD + Noise, %
Stereo crosstalk, dB
IMD at 10 kHz, %
General performance

Excellent

Как видно, X-Fi Xtreme Audio Notebook показывает отличное качество воспроизведения даже в режиме 16 бит 44 кГц, традиционно самом сложном для непрофессиональных звуковых карт Creative. Проверим, страдает ли звуковая карта принудительной передискретизацией в 48 кГц:

Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook Line-Out

Режим работы: 16 бит 48 кГц

Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB
Noise level, dB (A)
Dynamic range, dB (A)
THD, %
THD + Noise, dB (A)
IMD + Noise, %
Stereo crosstalk, dB
IMD at 10 kHz, %
General performance

Excellent

Судя по тому, что значения интермодуляционных искажений уменьшились практически вдвое, принудительная передискретизация имеет место быть. Она достаточно качественная, но в любом случае при прослушивании музыки с компьютера лучше использовать SSRC-плагин к вашему любимому проигрывателю. Теперь проверим качество в режиме внешней петли, подключив линейный выход X-Fi Xtreme Audio Notebook к его же линейному входу (16 бит 48 кГц):

Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB
Noise level, dB (A)
Dynamic range, dB (A)
THD, %
THD + Noise, dB (A)
IMD + Noise, %
Stereo crosstalk, dB
IMD at 10 kHz, %
General performance

Very good

Как я и предполагал, вход у X-Fi Xtreme Audio существенно уступает по качеству выходу. А теперь смертельный номер - измерение качества интегрированного в ноутбук аудиокодека Realtek HD Audio. Поскольку EMU 0202 была в моём распоряжении буквально 20 минут, пришлось тестировать интегрированный звук при помощи линейного входа X-Fi. Несмотря на это, Realtek полностью оправдал возложенные на него надежды. :)

Realtek HD Audio Line-Out

Режим работы: 16 бит 48 кГц

Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB
Noise level, dB (A)
Dynamic range, dB (A)
THD, %
THD + Noise, dB (A)
IMD + Noise, %
Stereo crosstalk, dB
IMD at 10 kHz, %
General performance

Преимущество X-Fi перед интегрированным звуком очевидно. В то же время хотелось бы отметить несомненный прогресс встроенных аудиокарт: Realtek HD Audio по качеству как минимум не уступает звуковым картам Creative SB Live! десятилетней давности.

Качество звука (cубъективное прослушивание)

Подключив наушники к аудиовыходу звуковой карты Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook, я был приятно поражен... тишиной. Никакого шипения, никакого жужжания, никаких "звуков космоса" и других назойливых помех - превосходно! По сравнению с интегрированной звуковой картой, X-Fi выдаёт намного более чистый и детальный звук. Тембры инструментов передаются вернее. Например, при прослушивании Five Tango Sensations Астора Пьяццолы в исполнении Kronos Quartet (Nonesuch Records, запись 1991 года) струнные инструменты стали больше похожи сами на себя. Повышенная разрешающая способность хорошо сказалась и на звучании сложных многослойных рок-композиций: на альбоме Yes - Close To The Edge инструменты перестали сваливаться в кашу.

В целом Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook звучит более ярко и детально, чем стационарный CD-проигрыватель Philips CD604 (в котором используются два ЦАПа TDA1543A, включенных параллельно). Однако при этом у Philips CD604 звук менее сухой, более увлекательный и эмоциональный. Стоит отметить и тот факт, что при использовании наушников Creative X-Fi обеспечивает более высокий уровень громкости, чем интегрированная звуковая карта.

Неожиданно полезной оказалась функция X-Fi Crystalizer. При её включении задирается уровень высоких и низких частот, плюс происходит существенная компрессия динамического диапазона (аудиокарта искуственно увеличивает громкость тихих звуков). При прослушивании музыки это только портит впечатление, но просмотр фильмов с тихой звуковой дорожкой становится куда менее утомительным: не приходится всё время напряжённо вслушиваться, чтобы разобрать слова персонажей. Эффект особенно хорошо проявляется при использовании компьютерных пластиковых колонок-"чебурашек".

В сухом остатке

Звуковая карта Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook имеет массу объективных недостатков, в числе которых - отсутствие в комплекте кабеля для подключения к многоканальной акустике, слабая драйверная поддержка со стороны производителя, непригодность для профессиональной работы со звуком, невысокое качество линейного входа и достаточно высокая стоимость (450 гривен или 90 долларов). На мой взгляд, почти все эти недочёты перечёркиваются тем фактом, что X-Fi Xtreme Audio Notebook - это единственная в мире звуковая карта с интерфейсом ExpressCard. При этом её аналоговый выход действительно обеспечивает очень хорошее качество звука. Если вы хотите добиться от своего ноутбука качественного звучания, но не можете всюду таскать с собой внешний USB-аудиоинтерфейс, у вас просто нет другого выбора. Хотя со своей стороны я вынужден сказать, что если бы выход на наушники в моём ноутбуке был менее шумным, я даже не стал бы рассматривать Creative X-Fi Xtreme Audio Notebook в качестве покупки.

24.09.2014 17:05

Creative Sound Blaster X-Fi HD уже не является новым продуктом на рынке, однако это одна из ярких попыток указанной фирмы угодить уже совсем неискушенной аудиофильской публике.

Внешняя звуковая карта - это однозначно продукт специфический. А значит автоматически аудиофильский. Потому как рядовой пользователь вряд ли будет заморачиваться с поиском нужного устройства для воспроизведения какой бы то ни было музыки и уж тем более для озвучивания акустических сцен, например, в компьютерных играх.

Покупатель, решивший организовать на своем рабочем месте мини-студию, подходит к выбору аппарата для воспроизведения входящего и исходящего сигнала сугубо из субъективных предпочтений. Здесь важны и технические характеристики записи/проигрывания звука, внешние порты для подключения акустики и вспомогательных устройств, например, музыкальных инструментов или микрофона. Таким образом тонкостей в аппарате под названием внешняя звуковая карта довольно много.

На заводских драйверах и без использования комплектных и сторонних программ для улучшения и изменения звука, Creative Sound Blaster X-Fi HD звучит действительно хорошо.

Creative Sound Blaster X-Fi HD уже не является новым продуктом на рынке, однако это одна из ярких попыток указанной фирмы угодить уже совсем неискушенной аудиофильской публике. По большому счету этот аппарат умеет реализовывать две основные функции - воспроизводить весьма качественный звук, а также записывать таковой при помощи одного входного разъема jack формата ¼ , расположенного на передней панели черной коробочки .

Основные характеристики стерео карты Creative Sound Blaster X-Fi HD следующие: соотношение сигнал/шум - 114 дБ , внутри установлен уже известный многим (по игровой серии) процессор X-Fi, качество воспроизведения и записи – 24 бит/96 кГц , что для домашних нужд вполне неплохо. Усиление для наушников - 330 Ом .

Помимо озвученного инструментального разъема jack, расположенного на лицевой панели Creative Sound Blaster X-Fi HD, здесь есть еще один выход для наушников, с точно таким же форм-фактором исполнения. На обратной стороне устройства распаяны аналоговые тюльпаны (две пары), а также оптический вход и выход TOSLINK. Звуковая карта подключается через разъем USB 2.0 . Не забыли в Creative и про заземление устройства, что весьма приятно.

Истинные возможности Creative Sound Blaster X-Fi HD спрятаны в контрольной панели, которая устанавливается с диска или сайта производителя.

Во время работы синий диод оповещает пользователя о работоспособности устройства. На лицевой панели Creative Sound Blaster X-Fi HD располагается также регулятор громкости в стиле классических ресиверов. Многие пользователи ругают таковой, но напрасно. Пожалуй он излишне миниатюрен, но ведь и сам девайс довольно скромных размеров. В любом случае управлять громкостью удобно, плавный и в меру тугой ход пластиковой ручки создан именно для этого.

На заводских драйверах и без использования комплектных и сторонних программ для улучшения и изменения звука, Creative Sound Blaster X-Fi HD звучит действительно хорошо. Если честно, после использования внешней карты Behringer U-Phoria UM2 разницы замечено не было (в качестве акустической пары использовались пассивные колонки Dual из Германии, подключенные к усилителю Telefunken RA200). Запаса громкости более чем достаточно, частоты всех диапазонов великолепны.

Но истинные возможности Creative Sound Blaster X-Fi HD спрятаны в контрольной панели, которая устанавливается с диска или сайта производителя. В ней присутствуют различные эффекты EAX, эквалайзер, функции THX TruStudio Pro. Панель не перегружена опциями, а значит любой пользователь сможет отстроить звук по своему усмотрению. Оно действительно стоит того. Привычное звучание любимых композиций буквально обновляется с каждым поворотом ползунка того или иного параметра.

В Creative Sound Blaster X-Fi HD нет поддержки ASIO, а значит запись, как и последующее воспроизведение дорожки, происходит с существенной задержкой.

Еще один весомый плюс Creative Sound Blaster X-Fi HD заключается в распаянном инструментальном входе, с помощью которого можно записывать звук с музыкальных инструментов, например гитары, а также с полноценного микрофона. С этой задачей звуковая карта справляется весьма хорошо и на выходе вы получается слухабельное качество трека, не студийное конечно, но для личных экспериментов достаточное. Но есть одна недоработка - в Creative Sound Blaster X-Fi HD нет поддержки ASIO, а значит запись, как и последующее воспроизведение дорожки, происходит с существенной задержкой. Таким образом при наложении одной дорожки на другую, особенно при параллельном воспроизведении первой, могут возникнуть трудности в рабочем процессе. Это и есть минус любого непрофессионального решения, все-таки Creative Sound Blaster X-Fi HD - это любительский аппарат.

Creative Sound Blaster X-Fi HD можно приобрести за 3700 рублей и выше. По большому счету это достойное предложение за те возможности, которые предлагает пользователю обозреваемое устройство, если мы, говорим о непрофессиональных внешних картах для дома.

Начинающим музыкантам, которые хотят постоянно оценивать качество своих трудов, что называется на пленке , этот аппарат также подойдет, но с описанными выше оговорками, которые связаны с большой задержкой при записи. В любом случае при записи исключительно одной дорожки в моно или стерео режиме проблем по сути не возникнет.

А качество звука, воспроизводимого через аналоговые входы, действительно великолепное, без каких-либо преувеличений. Необходимо лишь обзавестись соответствующими колонками, желательно мощнее.

Знакомо ли вам слово Auzen? Рискну предположить, что нет, если, конечно, вы не отслеживаете абсолютно все новости на компьютерную тематику. Тем не менее, запомнить это название стоит всем любителям качественного звука на персональном компьютере.

Auzentech, Inc. – очень молодая компания, специализирующаяся на звуковых картах. Фирме нет ещё и двух лет – первый пресс-релиз датирован февралём 2006 года – однако она успела объявить уже пятый продукт собственной разработки, а также начать продажу под своей торговой маркой нескольких интересных устройств сторонних разработчиков. Бурная активность новичка вызывает уважение, особенно если учесть, что особое внимание Auzentech уделяет качеству звука своих последних продуктов. В них применяются одни из лучших преобразователей производства Asahi Kasei, заменяемые операционные усилители, конденсаторы с твёрдым диэлектриком, оригинальная разводка плат.

Три первых продукта Auzentech были основаны на контроллерах C-Media, причём фирма без лишней скромности называет себя первым в мире производителем звуковых карт с поддержкой технологий Dolby Digital Live и DTS Connect. Допускаю, что Auzen действительно была первой, но таковые возможности появились всё же благодаря работе инженеров и программистов C-Media, а потому реализованы на всех картах с соответствующим чипом. Зато в апреле этого года весь интернет взбудоражила другая новость: Auzen готовит новинку на аудиопроцессоре Creative X-Fi! До сих пор Creative Labs не поставляла свои технологии сторонним производителям, так что сам этот факт уже был сродни революции, но президенту Auzentech этого показалось мало и он поставил перед инженерами (как сказано на сайте – лидерам в области аналогового и цифрового звука) задачу создать продукт аудиофильского качества, чтобы счастливый обладатель карты мог не только вкушать плоды новейших игровых технологий Creative, но также наслаждаться качественной музыкой и даже создавать свои, не менее качественные, произведения.

Дизайн


Auzentech X-Fi Prelude 7.1


В бой были брошены проверенные на Auzentech X-Meridian цифро-аналоговые преобразователи AK4396 , твердотельные электролитические конденсаторы, комбинированные цифровые входы-выходы, допускающие подключение как коаксиального (SPDIF), так и оптического (TOSLINK) кабеля с помощью прилагаемых в комплекте переходников. Кроме того, на карте использованы лучшие модели двухканальных операционных усилителей и самый качественный цифро-аналоговый преобразователь от Asahi Kasei – AK5394A , обеспечивающий динамический диапазон 123 дБ и искажения на уровне -110 дБ. Параметры ЦАП тоже великолепны (120 дБ и -100 дБ соответственно), однако стоит отметить, что у AKM есть ещё более качественный AK4397 , а также совместимый по выводам AK4395 с улучшенным цифровым фильтром, поэтому причины выбора именно AK4396 для всех четырёх стерео-выходов лично мне не совсем ясны. Тем более, что фронтальный выход отличается от трёх остальных.


Во-первых, для него предусмотрена возможность замены операционного усилителя лёгким движением руки (чем мы не преминули воспользоваться в процессе тестирования) – микросхема не запаяна на плату, а установлена в "кроватку". Во вторых, в выходном фильтре низких частот использован новый, но мгновенно прославившийся великолепными звуковыми характеристиками операционный усилитель LM4562 , тогда как для остальных каналов применяются не менее знаменитые OPA2134 . Кроме того, для равноценной разводки всех четырёх каналов не хватило высоты платы, поэтому ЦАП и фильтр фронтального выхода были смещены чуть дальше от разъёма. Такое решение может увеличить шумность и взаимопроникновение каналов.

Питание операционных усилителей обеспечивают два стабилизатора на 8 В, питание цифро-аналоговых преобразователей, судя по всему, не стабилизировано.


Из нижеприведённой таблицы основных параметров операционных усилителей, использованных на Auzen Prelude, следует, что изделие National Semiconductor превосходит продукт Burr Brown по всем показателям, кроме времени установки (Settling Time, время стабилизации уровня напряжения на выходе после изменения напряжения на входе). Впрочем, этот параметр более важен для входного фильтра АЦП, где применён как раз OPA2134.


Возвращаясь к вопросу странной разводки платы: цифро-аналоговый преобразователь расположен очень далеко от входных разъёмов, практически на противоположном краю платы.




Ёмкость конденсаторов, сглаживающих пульсации опорных напряжений преобразователя, выбрана равной 470 мкФ, следовательно, искажения на частотах ниже 80 Гц превысят заявленный порог -110 дБ.


Остаётся надеяться, что ОУ фильтра используются в инвертирующем включении, иначе искажения будут больше и на высоких частотах.

Если сравнить Auzentech X-Fi Prelude с топовым продуктом самой Creative Technology, то у них обнаружится очень много общего: точно такой же АЦП, четыре стерео-ЦАП и одинаковое количество операционных усилителей, а также две микросхемы памяти для X-RAM (у Sound Blaster X-Fi Elite Pro одна из них находится на обратной стороне платы).



Creative X-Fi Elite Pro


Не принимая во внимание более логичную разводку платы X-Fi Elite Pro и иное количество разъёмов, карта Creative отличается от Auzen X-Fi Prelude 7.1 только элементной базой: цифро-аналоговые преобразователи CS4398 (динамический диапазон 120 дБ и искажения на уровне -107 дБ), операционные усилители NJM2114 производства New Japan Radio Corporation для выходного фильтра фронтального выхода, NJM2068 для остальных выходов, и некая разновидность NE5532 неизвестного производителя для фильтра АЦП.


Как видно из таблицы, искажения этих операционных усилителей несколько больше, чем у использованных на Auzen X-Fi Prelude, правда, измерены они были при десятикратном усилении, поэтому прямое сравнение с продуктами National Semiconductor и Burr Brown провести нельзя. Для ориентира, паспортные искажения OPA2134 при таком усилении также возрастают в 10 раз. Линейные выходы обеих карт не имеют дополнительных буферов, вследствие чего может проявиться зависимость звучания системы от качества используемых межблочных кабелей, а также ограничивается возможность подключения наушников непосредственно к линейному выходу карт. К продукту Creative последнее замечание относится в гораздо меньшей степени, поскольку NJM2114 способен отдавать в нагрузку в разы больший ток, чем LM4562 или OPA2134.

Основное отличие X-Fi Prelude 7.1 от X-Fi Elite Pro состоит в коммутации входов и выходов. Creative предлагает один порт для цифрового, линейного и микрофонного входов, коммутация которых производится с помощью четырёх электромагнитных реле, а также три линейных выхода, два из которых используют нестандартный четырёхконтактный разъём для 7.1 акустики производства Creative. На плате распаян вход AUX, к которому можно подсоединить ТВ-тюнер или другое подобное устройство. Весь остальной ввод и вывод сосредоточен во внешнем блоке, подключаемом через 25-контактный шнур длиной один метр.

Внешний модуль, допускающий как горизонтальную, так и вертикальную установку, имеет по паре цифровых входов и выходов под коаксиальный и оптический кабели, MIDI вход и выход, аналоговый вход с RCA разъёмами, два 6,35-мм гнезда для микрофона, электрогитары и прочих музыкальных устройств, цифровой выход для подключения акустики Creative и выход на наушники с гнездом 6,35 мм и переходником на 3,5 мм. Также блок содержит некоторые органы управления картой: ручку регулировки громкости аналоговых выходов, кнопки выбора входов, включения EAX, CMSS 3D и Crystalizer.

Auzentech исповедует совершенно иную философию. Прямо на карте покупатель получает полный набор стандартных разъёмов: четыре линейных выхода, линейный, микрофонный и AUX входы, цифровые вход и выход, а также весьма полезный порт, добавляющий второй микрофонный вход и позволяющий подключить звуковые разъёмы корпуса компьютера.


В отличие от Auzen X-Meridian 7.1, где выход на наушники обслуживается двухканальным инвертирующим усилителем TPA6111A2, в Auzen X-Fi Prelude 7.1 он подключён непосредственно к операционному усилителю фильтра фронтального выхода через конденсаторы ёмкостью 47 мкФ. Коммутация входов, судя по всему, осуществляется с помощью твердотельного реле ADG412 . Карта должна была получить большую функциональность с помощью модуля X-Tension DIN , изначально разработанного для Auzen X-Meridian 7.1 и обеспечивающего дополнительный вход для динамического или электретного микрофона (тип выбирается перемычкой), SPDIF и MIDI входы-выходы, плюс подключение многоканальной цифровой акустики Creative, однако на практике с ней оказались совместимы только MIDI-интерфейс и SPDIF выход.

Установка


В крупной и красиво оформленной коробке немало пустого места – в первую очередь потому, что комплектация карты, говоря откровенно, скудна. В коробку вложен хороший оптический кабель длиной три метра, пара прозрачных адаптеров для него, инструкция на множестве языков и компакт-диск. Никакого дополнительного программного обеспечения с картой не поставляется, на диске записан только драйвер под все операционные системы семейства Windows.

По большому счету, Auzen X-Fi Prelude 7.1 отличается от Creative X-Fi Elite Pro только цифро-аналоговыми преобразователями и коммутацией входов, поэтому для неё используются минимально модифицированные драйверы Creative. Установщик значительно упрощён: убраны Flash-анимации, нет никаких опциональных программ, не задаётся лишних вопросов, поэтому процесс проходит довольно быстро и гладко. Кроме демонстрации лицензионного соглашения, предлагается выбрать лишь начальный режим работы карты и количество подключённых колонок.



Уже на стадии установки видно отличие в позиционировании продукта. Установщик разработки Creative предлагал иной порядок режимов карты: Game, Entertainment, Audio Creation.



Для обзора карты Auzentech предоставила бета-драйвер от 11 ноября, который на момент тестирования ещё не был доступен на официальном сайте. Драйвер не имеет цифровой подписи, но не вызывал серьёзных нареканий ни в Windows XP, ни в Windows Vista 64-bit.

По окончании работы установщика не требуется перезагрузка и не выдаётся назойливых предложений зарегистрироваться, в панели управления появляется значок Auzentech Audio Console, в меню "Пуск" – ярлык для приложения Volume Panel, которое автоматически добавляется в автозапуск ("Startup").


К сожалению, в комплекте нет никакого дополнительного программного обеспечения, считая и такие полезные продукты, как THX Setup Console и Creative MediaSource DVD-Audio Player . Последний, будучи установленным с диска Creative, работает и с Auzen X-Fi Prelude, а вот THX консоль данной звуковой карты не видит вообще.

Значок вызова Volume Panel, появившийся в системном трее, весьма удобен: по левому щелчку мышкой всплывает окно собственно регулятора громкости, также позволяющее запустить любое из установленных приложений Creative, а по правой кнопке можно быстро менять некоторые базовые настройки. Приложение занимает не более 9 МБ оперативной памяти.


Остальные настройки сконцентрированы в Audio Console, давно знакомой по звуковым картам SoundBlaster Live!, Audigy и X-Fi. Единственное заметное отличие связано с Dolby обработкой: вместо закладки Decoder, где настраивался встроенный декодер многоканального потока Dolby Digital и DTS, появился раздел с совершенно противоположным содержимым.


Auzen X-Fi Prelude может на лету кодировать весь выводимый звук (например, многоканальный звук в играх) в формат Dolby Digital , избавляя пользователя от необходимости прокладывать по квартире пучки межблочных кабелей. Что будет происходить с сигналом, уже кодированным в данный формат (например, со звуковой дорожкой DVD диска), остаётся только догадываться – настроек декодера больше нет. Карта не будет поддерживать такие эффекты, как Dolby Pro Logic IIX, Dolby Virtual Speaker и Dolby Headphone, потому что их заменяет технология CMSS-3D, а DTS CONNECT обещают реализовать в начале 2008 года. Впрочем, не сомневаюсь, что все эти технологии синхронно появятся и на картах Creative Technology.

Двойной щелчок мыши на значке Volume Panel запускает так называемую консоль – приложение, которое обеспечивает удобное управление громкостью и прочими функциями карты. Для каждого из трёх режимов работы она серьёзно различается.


В режиме развлечений консоль стилизована под бытовую систему, с регулятором громкости на добрую половину окна приложения и неудобными регуляторами тембра. Вторая половина занята имитацией многофункционального дисплея с индикацией текущих параметров и кнопками вызова следующих настроек: конфигурация акустики, эффекты реверберации, CMSS-3D, 24-bit Crystalizer, автоматическая регулировка громкости, графический эквалайзер, микшер, кодер Dolby, частота цифрового выхода. Нажатие на любую из них убирает с экрана ряд кнопок, из-за чего для перехода в какой-либо другой раздел настроек приходится каждый раз нажимать появляющуюся ниже кнопку "Main display”.


Учитывая медлительность метаморфоз дисплея, пользоваться такой программой не очень удобно, но самый большой недостаток состоит в другом. У карт семейства Creative X-Fi функции перенаправления баса и настройка частоты среза управляются и в разделе конфигурации колонок, и через панель THX настройки. Последняя компанией Auzentech не лицензирована, а в консоли под Windows XP соответствующая кнопка почему-то отсутствует, тогда как в Windows Vista кнопка Bass Boost находится на своём законном месте.

В игровом режиме функция Bass Boost в консоли сохранилась и под Windows XP, в остальном же набор функций почти не отличается от режима Entertainment.



В драйверах реализовано сохранение конфигурации акустики для каждого из трёх возможных режимов карты. Для трёх конфигураций колонок запоминается состояние CMSS-3D, а уровень выставленной громкости запоминается раздельно для колонок и наушников и не меняется при переключении режимов карты. К сожалению, эта особенность драйвера не учтена в консоли режима создания музыки.



Регулятор громкости на монструозной панели, целиком умещающейся на экране лишь при его разрешении не ниже 1024х768, остаётся равнодушным к изменению громкости, вызванному переходом от наушников к колонкам или обратно. Кроме того, консоль не реагирует и на изменение опорной частоты тактового генератора, выполненное кнопкой Settings в её левом нижнем углу. Реально установленная частота отобразится только после закрытия и повторного открытия приложения.

К заданной в окне Settings базовой частоте семплирования будут приводиться все воспроизводимые через Windows звуки, а для ASIO реализовано автоматическое переключение частоты. При включении Dolby Digital Live тактовый генератор переводится на частоту 48 кГц, и любые попытки её изменения приводят к синим экранам смерти, так что будьте осторожны. Хочу обратить внимание, что частота семплирования 192 кГц картой не поддерживается вообще, даже в Entertainment режиме со стереодинамиками, звук выводится в 96 кГц.

Список источников записи приведён на снимке ниже. Для цифровых источников возможно включение побитовой точности записи, после чего пропадает пункт выбора формата сохраняемого файла. Если затем переключиться на какой-либо другой источник сигнала, то этот пункт так и остаётся невидимым. Уровень сигнала для всех входов по умолчанию зачем-то выставлен в ноль, а его прибавление не всегда срабатывает корректно. Если вы обнаружите, что в одном из каналов записывается тишина, просто сдвиньте регулятор до нуля, а затем вновь выставьте необходимый уровень.



В отличие от Creative X-Fi Elite Pro, у которой посредством внешнего модуля реализовано несколько дополнительных линейных входов, на Auzen X-Fi Prelude 7.1 все аналоговые входы объединены пунктом Analog mix, в дополнительных настройках которого можно отключать сигнал с Aux и Mic входов. В режимах Entertainment и Game это делается из самой консоли, а в Audio Creation придётся воспользоваться средствами микшера Windows. В нём же можно отрегулировать громкость для каждого из восьми доступных каналов воспроизведения.


Установленная разница в громкости между каналами будет соблюдаться при изменении общего уровня громкости (Master Volume). К слову, максимальная громкость линейных выходов Auzen X-Fi Prelude 7.1 более чем в два раза превышает общепринятый уровень 2 В RMS и составляет, по данным производителя, 5 В. Стандартная громкость достигается при установке регулятора Master Volume на 85 %.

Не могу не упомянуть о маленьком казусе. В один прекрасный момент, после вынимания карты из системного блока для фотографирования, консоль вдруг преобразилась: появились раздельные "входы" Line-In, Mic, AUX, а галочка Bit-Matched стала выводиться для всех источников записи, однако функционирование карты от этого никак не нарушилось.



Режим Audio Creation позволяет полностью отключить обработку выводимого приложениями звука. Для этого необходимо активизировать опцию Enable Bit-Matched Playback в окне, появляющемся после нажатия на кнопку Settings, или на соответствующей закладке аудио-консоли.


На мой взгляд, исчезновение эквалайзера, "кристаллайзера" и SVM с лихвой компенсируется увеличением качества воспроизведения музыки.

Измерения

Объективное тестирование карты перед прослушиванием позволяет не только проверить соответствие карты заявленным техническим характеристикам, но и выявить возможные подводные камни, как то дополнительная обработка сигнала в драйвере или различные проблемы в аналоговом тракте. Для этих целей мы воспользовались программным комплексом RightMark Audio Analyzer 6.0.6 Pro , который выводит на заданное звуковое устройство набор тестовых сигналов, а затем анализирует записанный результат. Основные принципы работы с программой изложены в официальном руководстве .

Измерения проводились на максимальной частоте семплирования при записи, чтобы наблюдать как можно более широкий спектр. Для тестов аналоговой части звуковых карт один из линейных выходов соединялся с линейным входом этой же или другой (в ходе тестов мы пробовали оба варианта) карты предельно коротким кабелем с разъёмами mini-jack. Полные отчёты теста можно получить, щёлкнув на сводные таблицы результатов. Измерения проведены на стенде следующей конфигурации:

Материнская плата Gigabyte GA-K8NS Ultra-939
Процессор AMD Opteron 165
Оперативная память Corsair XMS-3200XL
Видеокарта ATI Radeon X1950 Pro
Жёсткий диск Hitachi T7K250
Блок питания Rosewill Turbo Series RT550-135-BK (550 Вт)

Поскольку звуковые карты получают питание от материнской платы, результаты тестирования их аналогового тракта зависят от качества прочих комплектующих в системном блоке. К примеру, отсутствие стабилизаторов питания операционных усилителей на Creative X-Fi Elite Pro привело к тому, что измеренное соотношение сигнал/шум зависит даже от того, в какой слот PCI установлена карта, а уж подключение разъёма питания внешнего блока к кабелю, от которого питается ещё и жёсткий диск, вызывает ещё более значительное ухудшение этого параметра. В связи с этим финальные измерения, результаты которых приведены ниже, выполнялись с отключённым внешним блоком.

Для получения максимально объективных результатов необходимо отключить любую возможную обработку сигнала в драйвере, как то настройки тембра и программные регуляторы громкости, наложение спецэффектов и преобразование форматов. Для карт на аудиопроцессоре X-Fi это возможно только в режиме Audio Creation, при условии включения опции "Bit-matched playback" и соответствия опорной частоты карты частоте семплирования воспроизводимого сигнала. Выбрав в качестве источника записи "Wave", можно убедиться в полной идентичности исходного (Reference) и переданного через DirectSound сигналов. MME интерфейс (в терминологии большинства программ это "Wave output") производит небольшую обработку, скорее всего добавляя некоррелированный шум (dithering).



Проверка отсутствия обработки сигнала драйвером

">

Auzen X-Fi Prelude


Измеренный уровень искажений также настораживает. Сравните с результатами Creative X-Fi Elite Pro.

">

Creative X-Fi Elite Pro


Более 10 дБ преимущества по всем параметрам наводят на размышления. Эти измерения проводились на собственные линейные входы карт, а их качество ещё ничем не подтверждено. Кроме того, RightMark Audio Analyzer отображает в сводке усреднённый результат для обоих каналов карты, а у Auzen X-Fi Prelude 7.1 они, как видно по спектрограмме нелинейных искажений, очень сильно различаются:



Auzen X-Fi Prelude


С левым каналом явно не всё в порядке, уровень второй, третьей и четвёртой гармоники на 10 дБ выше, чем в правом. Чтобы выявить источник проблемы, сигнал с Auzen X-Fi Prelude был записан на линейный вход Creative X-Fi Elite Pro, которая ужилась в одной системе с продуктом Auzen только после длительных шаманских танцев.

">


По какой-то причине, возможно из-за образования "земляных петель", в таких измерениях часто ухудшается соотношение сигнал/шум, однако ситуация с нелинейными искажениями Auzen X-Fi нормализовалась – значит, повышенный уровень искажений получался по вине линейного входа Auzen X-Fi Prelude. К сожалению, истинный характер искажений её выхода теперь придётся разглядывать сквозь частокол шумов.






Auzen X-Fi Prelude (запись на карту Creative)


Можно констатировать очень низкий уровень третьей гармоники и полное отсутствие гармоник высших порядков. Creative X-Fi Elite Pro формально всё равно превосходит Auzen X-Fi Prelude по величине нелинейных искажений, но в спектре хорошо видны пятая и седьмая гармоники, которые, по некоторым исследованиям, крайне негативно влияют на звучание:



Creative X-Fi Elite Pro


Количество интермодуляционных искажений сравнивать не имеет смысла по причине слишком большой разницы в уровне шумов, остаётся лишь заметить, что опасения насчёт большого взаимопроникновения каналов оправдались – на частотах выше 1 кГц Creative X-Fi Elite Pro по этому показателю лучше аж на 15 дБ.

Используя интерфейс ASIO или средства дублирования каналов в консоли режима Audio Creation, мы можем направить звук на любой из четырёх аналоговых выходов карты. К слову, при работе ASIO на всех измерениях виден странный тон на 12 кГц, происхождение которого для меня является загадкой.

">

Auzen X-Fi Prelude


Карта Auzen X-Fi Prelude 7.1 не показала существенной разницы между выходами, но фронтальный выход всё же немного лучше по всем параметрам, кроме взаимопроникновения каналов. Именно таких результатов можно было ожидать, исходя из топологии и элементной базы карты. Напротив, тыловые выходы Creative X-Fi Elite Pro значительно хуже фронтального по искажениям.

">

Creative X-Fi Elite Pro


В заключение не могу не упомянуть странный факт. Спустя некоторое время, возможно после прослушивания карты с наушниками без внешнего усилителя, в правом канале фронтального выхода Auzen X-Fi Prelude 7.1 вырос уровень низкочастотного шума:



Auzen X-Fi Prelude


Оказалось, что так себя повёл операционный усилитель LM4562, замена которого на любой другой нормализует ситуацию. Правда, на слух этого шума мне заметить не удалось, субъективно звучание карты не поменялось.

Прослушивание


Для сравнения звучания звуковых карт такого высокого уровня на акустических системах необходим очень качественный звуковой тракт и акустически подготовленное помещение, которого у нас не было, поэтому мы воспользовались высококачественными наушниками Grado SR325i и Beyerdynamic DT 770 Pro, а также усилителем C.E.C. HD53R-80 и межблочным кабелем Monster Standard Interlink 200.


Усилитель работает в классе А, имеет низкий коэффициент нелинейных искажений (по заявлениям производителя он равен 0,009 %, наши измерения при уровне 2 В на выходе показали величину 0,019 %) и легко справляется как с низкоомными Grado (32 Ом), так и с высокоомными Beyerdynamic (250 Ом). А вот линейные выходы звуковых карт с наушниками работают хуже: существенно увеличивается взаимопроникновение каналов, изменяется АЧХ на низких и высоких частотах, ощутимо возрастают интермодуляционные искажения. Таким образом, сравнение звуковых карт при подключении наушников непосредственно к линейному выходу является совершенно неправильным – каждая из них по-своему отреагирует на такую нагрузку.

Сравнивая звучание Auzen X-Fi Prelude с усилителем C.E.C. и без, можно отметить ухудшение динамики, а также чёткости и размеров сцены. Чем ниже было сопротивление нагрузки, тем очевиднее становилось преимущество усилителя, в том числе и по громкости – уровень сигнала на выходе карты существенно падает при подключении низкоомной нагрузки и "гуляет" от неравномерности импеданса по частоте. Похоже, часть электролитических конденсаторов возле выходных фильтров установлена в цепи сигнала, потому что те же наушники, подключённые к выходу FP_Audio (который, как уже упоминалось в начале обзора, связан с операционным усилителем через конденсатор ёмкостью 47 мкФ), звучат заметно громче. По субъективным ощущениям, OPA2134 теряет в детализации чуть меньше, так что, если вам всё же придётся использовать наушники без усилителя, попробуйте подключить их не к фронтальному выходу и выводить звук в нужные каналы с помощью ASIO.

С усилителем C.E.C. карта продемонстрировала просто фантастическое звучание! Когда я услышал это впервые, не поверил своим ушам – настолько непривычно звучали хорошо знакомые вещи. Scorpions – Holiday, Gary Moore – Always There For You, Too Much Rope Роджера Уотерса (эти композиции я давно использую для быстрой оценки качества звучания) вдруг расцвели, засверкали новыми деталями, поразили естественностью. Я переслушал всю свою коллекцию тестовых записей, и в каждой находил нюансы, которые раньше или не замечались вообще, или воспринимались по-другому. Интересно то, что каждый иначе прозвучавший нюанс не оставлял ни малейших сомнений – это правильный звук, и ни одна из звуковых карт "домашне-игрового" уровня из слышанных мною ранее не была способна воспроизвести его с такой естественностью и мягкостью.

Auzen X-Fi Prelude формирует невероятно правдоподобную сцену, наполняя её глубочайшим басом и натуральными реверберациями, предельно точно позиционируя инструменты. В звучании каждого из них воспроизводятся мельчайшие подробности, что вкупе с восхитительно чёткой передачей объёма и расстояния дарит незабываемый эффект присутствия. В отзывах о звуковых качествах операционного усилителя LM4562 не раз говорилось о полном отсутствии окрашивания звука, но такой космической прозрачности я всё же не ожидал. Между слушателем и музыкой нет никаких преград, на качественных живых записях кажется, что ты на самом деле заглянул в помещение, где проходит концерт.

Звук с других линейных выходов, обслуживаемых операционным усилителем OPA2134, тоже очень хорош. Сцена и детализация на средних частотах близка к LM4562, но нет такого потрясающе объёмного баса, немного иначе звучат высокие частоты. И всё же, даже это звучание кажется мне предпочтительнее, чем звук Creative X-Fi Elite Pro. Последняя, нисколько не уступая в детализации, обладает ярким, но каким-то безжизненным звуком. Зато карта Creative намного лучше справляется с наушниками, подключёнными непосредственно к линейному выходу.

Воспользовавшись возможностью менять операционный усилитель без пайки, я решил выяснить, что же является причиной столь интересного звучания Auzen X-Fi Prelude, для чего послушал её с двумя моделями операционных усилителей Texas Instruments, которые оказались у меня в наличии. OPA2132P прозвучал аналогично установленным на тыловом канале OPA2134, хотя мне показалось, что он чуть хуже на высоких частотах, но ближе к LM4562 по глубине баса. А вот с NE5532 карта зазвучала ничем не лучше многих других – плоско, ярко, менее детально.

Без активации опции Bit-Matched Playback или при переключении в режим Entertainment звук остаётся чистым, но теряет в четкости и объёмности. Активация эффекта Crystalizer даёт небольшое изменение частот, но почти полностью убивает сцену, на мой взгляд, эта разрекламированная технология актуальна только в игровом режиме, где звучание музыки портится очень сильно. Даже при отключённых эффектах EAX, CMSS-3D, SVM и Crystalizer слушать музыку неприятно, она нединамична и тускла, а при активизации CMSS-3D Headphones и вовсе невыносима.

Игровые возможности Auzen X-Fi Prelude 7.1, вполне ожидаемо, не отличаются от карт Creative с аудиопроцессором X-Fi, поэтому я не вижу смысла рассказывать о них подробно. Отмечу лишь, что для HRTF обработки необходимо задействовать CMSS-3D, но, на мой слух, качество трёхмерного звука Creative сильно преувеличено. В режиме "2/2.1 Speakers" звук при поворотах главного героя получается рваным, с резкими переходами громкости из канала в канал (прерывания можно услышать и в тесте динамиков, где имитируется облёт игрока вертолётом), а в режиме наушников звуки неестественно приглушаются, неверно передаётся расстояние, сильно искажается тембр. Демонстрация вертолёта звучит превосходно, а вот в играх такого же позиционирования мне услышать не удалось. Более того, в новый блокбастер Crysis играть с настройкой "2/2.1" много лучше, чем с "Headphones".

Резюме

Auzentech выпустила очень интересный продукт, сочетающий в себе широкие игровые возможности с великолепным звучанием музыки. Вероятно, на сегодняшний день это самый "музыкальный" источник звука для компьютера, но ряд недоработок существенно ограничивает её применение. Например, отсутствие настройки расположения колонок вынуждает использовать аналогичные функции ресивера, делая бессмысленным качество аналоговых выходов. Смысл наличия выхода на наушники без встроенного усилителя мне также непонятен. Наконец, для записи музыки карта не подходит из-за малого количества входов, отсутствия штатного MIDI-интерфейса и проблем с качеством оцифровки. Так что круг покупателей, которые будут в восторге от приобретения, сужается до меломанов, предпочитающих слушать музыку с компьютера.

Подытожим плюсы и минусы Auzen X-Fi Prelude 7.1

Достоинства:

превосходный звук на всех аналоговых выходах;
возможность вывода многоканального звука на цифровой выход;
возможность подключения как коаксиального, так и оптического цифровых кабелей;
возможность подключения звуковых разъёмов корпуса;
аппаратная поддержка EAX 5, DirectSound 3D и OpenAL;
отличный оптический кабель в комплекте.

Недостатки:

отсутствие подстройки звука в соответствии с размещением колонок;
отсутствие функций управления басом в Entertainment режиме под Windows XP;
невозможность воспроизведения 192 кГц DVD-Audio;
множество недоработок в консоли режима Audio Creation ;
отсутствие буфера для выхода на наушники;
неряшливая реализация аналого-цифрового преобразователя.

P.S. С 15 октября 2007 года в массовое производство пошла вторая ревизия карты, возможно, в неё уже внесены некоторые исправления.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Введение

Звуковая карта X-Fi Surround 5.1 облачена в чёрный симпатичный компактный корпус с большой поворачивающейся ручкой, а внутри скрыто немало интересного. Отсутствию клавиш управления пугаться не следует, поскольку в комплект поставки входит весьма функциональный пульт ДУ, о котором мы поговорим позже. Подключение к ПК осуществляется через классический интерфейс USB 2.0, поэтому можно гарантировать совместимость со всеми современными компьютерами. Конечно, с учётом довольно высоких требований к компьютеру, особенно под Vista.

Производитель Creative
Интерфейс USB 2.0
Частота дискретизации 96 кГц
Разрядность 24 бита
Входы
На карте Линейный, микрофон
Выходы
На карте 2 "тюльпана" + 2 мини-джека (5.1), 1 S/PDIF оптический, 1 наушники
DVD и кинотеатр
Стандарты Выход S/PDIF, поддержка Power DVD
Конфигурация До 5.1
3D-звук в играх
Стандарты EAX 4.0, OpenAL, Creative Alchemy
Конфигурация 2 и 5.1
MIDI
Синтезатор Нет
Минимальная конфигурация
Windows XP SP2 Pentium 4 1,6 ГГц или AMD Athlon XP 2000+, 512 Мбайт памяти
Windows Vista Intel Core 2 Duo 2,0 ГГц, AMD Athlon 64 Dual Core или эквивалентный, 1 Гбайт памяти

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Входы и выходы

Звуковая карта Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 явно нацелена на цифровые развлечения, а именно на прослушивание музыки и просмотр фильмов, поэтому приходится довольствоваться необходимыми входами и выходами для данных областей. Слабым местом является то, что входы ограничены обычными 3,5-мм мини-джеками для микрофона и линейного входа. Цифровой вход отсутствует. Выходы более богаты, есть выход 5.1, где левая и правая фронтальные колонки подключаются через "тюльпаны", что порадует любителей Hi-Fi. Есть и переходник на 3,5-мм мини-джек, который должен удовлетворить всех. А тыловые колонки и центр/сабвуфер подключаются через обычные 3,5-мм мини-джеки. Есть и цифровой оптический выход S/P DIF, позволяющий подключить ресивер или домашний кинотеатр.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Драйверы и ПО

В комплект с Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 входит программное обеспечение, которое хорошо известно владельцам карт X-Fi и других продуктов Creative. В этом отношении ничего нового нет, за исключением того, что некоторые возможности high-end звуковых карт X-Fi недоступны. Так, Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 работает только в режиме "Entertainment/Развлечения", режимы игры и создания музыки недоступны. Однако доступны такие функции обработки звука, как X-Fi Crystalizer или объёмное звучание CMSS3D, которыми можно управлять с помощью пульта ДУ.


Микшер звуковой карты весьма урезан, при записи можно регулировать только уровень.



Мы обнаружили обычную панель для карт X-Fi с доступом к разным системам обработки звука.



Для пульта ДУ тоже доступно несколько опций.


Для настройки можно воспользоваться Audio Console в "Панели управления" Windows.


Доступ ко многим функция программного обеспечения Creative обеспечивается через значок громкости в трее.



Доступен интерфейс в стиле Media Center, но нас он не заинтересовал.

Следуя традициям последних продуктов Creative, вы можете бесплатно скачать плеер PowerDVD, который позволит декодирвоать Dolby Digital и DTS. Для геймеров под Vista Creative приложила программу Alchemy, которая позволит наслаждаться звуковыми эффектами, несмотря на изменение подсистемы обработки звука в Windows. Впрочем, X-Fi 5.1 Surround, как и все USB-карты, не нацелена на геймеров.

Следует отметить, что звуковая карта, как и многие новые модели, способна работать под Windows XP или Vista без установки драйверов. Если вы можете довольствоваться самыми простыми функциями, то сможете подключить звуковую карту, ничего не меняя в системе. Конечно, если вы хотите выжать от Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 максимум, то придётся установить драйверы и программное обеспечение.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Тестовая конфигурация

Тестовая конфигурация .

  • Процессор: Pentium 4 2,4 ГГц;
  • память: 1 Гбайт DDR;
  • видеокарта: nVidia GeForce Ti 4200;
  • жёсткий диск: 80 Гбайт 7 200 об/мин;
  • оптический привод DVD LG 16/48x;
  • ОС: XP SP3;
  • версия DirectX: 9.0c.

Колонки .

  • Creative Gigaworks S750, Logitech Z2200.

Воспроизведение видео .

  • Power DVD.

Измерения .

  • Right Mark Audio Analyser 6.0.6;
  • система измерения звука DAAS.

Тесты проводились через запись/воспроизведение (вход и выход были соединены), при этом вполне можно было ожидать, что система записи менее качественная, чем система воспроизведения. Поэтому мы провели отдельно и тесты воспроизведения, где для записи использовалась профессиональная звуковая карта E-MU 1616m.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Результаты тестов: 16 битов, 44,1 кГц


Неравномерность АЧХ : практически идеальная характеристика для данных параметров.

Уровень шума : очень низкий, близок к теоретическому максимуму, который можно ожидать при данных настройках.

Нелинейные искажения : весьма низкие, так что проблем не возникнет.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Результаты тестов: 24 бита, 48 кГц

Неравномерность АЧХ : частотная характеристика проходит до 24 кГц без особого затухания. Вряд ли можно желать большего.

Уровень шума : частотная полоса шире, шум чувствуется сильнее, но остаётся на весьма низком уровне.

Нелинейные искажения : искажения всё ещё очень низкие.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Результаты тестов: 24 бита, 96 кГц


Неравномерность АЧХ : мы получаем 30 кГц на уровне -0,5 дБ и 40 кГц на -2 дБ! Вряд ли можно желать большего...

Уровень шума : уровень шума по-прежнему очень низкий.

Нелинейные искажения : искажения на практике очень даже низкие.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Результаты тестов: 24 бита, 96 кГц (воспроизведение)


Неравномерность АЧХ : частотная характеристика достигает 20 кГц с очень слабым затуханием.

Уровень шума : уровень шума не превышает 100 дБ, что просто великолепно для звуковой карты за такую цену.

Нелинейные искажения : искажения очень низкие.

Как показали тесты, качество звуковой карты очень хорошее, без слабых мест. Нельзя сказать, что лучше не бывает, но X-Fi Surround 5.1 даёт вполне достаточное качество для всех целевых сценариев использования: если качество будет неудовлетворительным, то виноваты в нём будут другие элементы в цепи воспроизведения. На практике мы были вполне удовлетворены нашим тестовым оборудованием для прослушивания. Качество не вызывало нареканий, обработки X-Fi позволили улучшить звук с большинства источников.

Creative Sound Blaster X-Fi Surround 5.1 | Заключение

Звуковая карта X-Fi Surround 5.1 продаётся по весьма доступной цене 70 евро (на момент публикации в Россию она ещё не поступила). При этом она обеспечивает непритязательный, но качественный объёмный звук, как на ноутбуке, так и на настольном ПК. С учётом того, что ноутбуки часто оснащаются не самым качественным интегрированным звуком, перед нами весьма интересный вариант. Однако главным препятствием будут высокие системные требования, особенно под Vista.

Преимущества .

  • Очень хорошее качество звука;
  • работает в базовом режиме без установки драйверов;
  • плеер PowerDVD в комплекте поставки.

Недостатки .

  • Высокие системные требования.

Похожие публикации