Webrtc голосовой чат. Многопользовательский чат с иcпользованием WebRTC

Технологиям для звонков из браузера уже много лет: Java, ActiveX, Adobe Flash... В последние несколько лет стало ясно, что плагины и левые виртуальные машины не блещут удобством (зачем мне вообще что-то устанавливать?) и, самое главное, безопасностью. Что же делать? Выход есть!

До последнего времени в IP-сетях использовалось несколько протоколов для IP-телефонии или видео: SIP, наиболее распространенный протокол, сходящие со сцены H.323 и MGCP, Jabber/Jingle (используемый в Gtalk), полуоткрытые Adobe RTMP* и, конечно, закрытый Skype. Проект WebRTC, инициированный Google, пытается перевернуть положение дел в мире IP- и веб-телефонии, сделав ненужными все программные телефоны, включая Skype. WebRTC не просто реализует все коммуникационные возможности непосредственно внутри браузера, установленного сейчас практически на каждом устройстве, но пытается одновременно решить более общую задачу коммуникаций между пользователями браузеров (обмен различными данными, трансляция экранов, совместная работа с документами и многое другое).

WebRTC со стороны веб-разработчика

С точки зрения веб-разработчика WebRTC состоит из двух основных частей:

  • управление медиапотоками от локальных ресурсов (камеры, микрофона или экрана локального компьютера) реализуется методом navigator.getUserMedia, возвращающим объект MediaStream;
  • peer-to-peer коммуникации между устройствами, генерирующими медиапотоки, включая определение способов связи и непосредственно их передачу - объекты RTCPeerConnection (для отправки и получения аудио- и видеопотоков) и RTCDataChannel (для отправки и получения данных из браузера).
Что будем делать?

Мы разберемся, как организовать простейший многопользовательский видеочат между браузерами на основе WebRTC с использованием веб-сокетов. Экспериментировать начнем в Chrome/Chromium, как наиболее продвинутых в плане WebRTC браузерах, хотя вышедший 24 июня Firefox 22 почти их догнал. Нужно сказать, что стандарт еще не принят, и от версии к версии API может меняться. Все примеры проверялись в Chromium 28. Для простоты не будем следить за чистотой кода и кросс-браузерностью.

MediaStream

Первый и самый простой компонент WebRTC - MediaStream. Он предоставляет браузеру доступ к медиапотокам с камеры и микрофона локального компьютера. В Chrome для этого необходимо вызвать функцию navigator.webkitGetUserMedia() (так как стандарт еще не завершен, все функции идут с префиксом, и в Firefox эта же функция называется navigator.mozGetUserMedia()). При ее вызове пользователю будет выведен запрос о разрешении доступа к камере и микрофону. Продолжить звонок можно будет только после того, как пользователь даст свое согласие. В качестве параметров этой функции передаются параметры требуемого медиапотока и две callback-функции: первая будет вызвана в случае успешного получения доступа к камере/микрофону, вторая - в случае ошибки. Для начала создадим HTML-файл rtctest1.html с кнопкой и элементом :

WebRTC - первое знакомство video { height: 240px; width: 320px; border: 1px solid grey; } getUserMedia

Microsoft CU-RTC-Web

Microsoft не была бы Microsoft, если бы в ответ на инициативу Google не выпустила немедленно свой собственный несовместимый нестандартный вариант под названием CU-RTC-Web (html5labs.interoperabilitybridges.com/cu-rtc-web/cu-rtc-web.htm). Хотя доля IE, и так небольшая, продолжает сокращаться, количество пользователей Skype дает Microsoft надежду потеснить Google, и можно предположить, что именно этот стандарт будет использоваться в браузерной версии Skype. Стандарт Google ориентирован в первую очередь на коммуникации между браузерами; в то же время основная часть голосового трафика по-прежнему остается в обычной телефонной сети, и шлюзы между ней и IP-сетями необходимы не только для удобства использования или более быстрого распространения, но и в качестве средства монетизации, которое позволит большему числу игроков их развивать. Появление еще одного стандарта может не только привести к неприятной необходимости разработчикам поддерживать сразу две несовместимых технологии, но и в перспективе дать пользователю более широкий выбор возможного функционала и доступных технических решений. Поживем - увидим.

Включение локального потока

Внутри тегов нашего HTML-файла объявим глобальную переменную для медиапотока:

Var localStream = null;

Первым параметром методу getUserMedia необходимо указать параметры запрашиваемого медиапотока - например просто включить аудио или видео:

Var streamConstraints = { "audio": true, "video": true }; // Запрашиваем доступ и к аудио, и к видео

Либо указать дополнительные параметры:

Var streamConstraints = { "audio": true, "video": { "mandatory": { "maxWidth": "320", "maxHeight": "240", "maxFrameRate": "5" }, "optional": } };

Вторым параметром методу getUserMedia необходимо передать callback-функцию, которая будет вызвана в случае его успешного выполнения:

Function getUserMedia_success(stream) { console.log("getUserMedia_success():", stream); localVideo1.src = URL.createObjectURL(stream); // Подключаем медиапоток к HTML-элементу localStream = stream; // и сохраняем в глобальной переменной для дальнейшего использования }

Третий параметр - callback-функция обработчик ошибки, который будет вызван в случае ошибки

Function getUserMedia_error(error) { console.log("getUserMedia_error():", error); }

Собственно вызов метода getUserMedia - запрос доступа к микрофону и камере при нажатии на первую кнопку

Function getUserMedia_click() { console.log("getUserMedia_click()"); navigator.webkitGetUserMedia(streamConstraints, getUserMedia_success, getUserMedia_error); }

Получить доступ к медиапотоку из файла, открытого локально, невозможно. Если попытаться так сделать, получим ошибку:

NavigatorUserMediaError {code: 1, PERMISSION_DENIED: 1}"

Выложим получившийся файл на сервер, откроем в браузере и в ответ на появившийся запрос разрешим доступ к камере и микрофону.

Выбрать устройства, к которым получит доступ Chrome, можно в Settings («Настройки»), линк Show advanced settings («Показать дополнительные настройки»), раздел Privacy («Личные данные»), кнопка Content («Настройки контента»). В браузерах Firefox и Opera выбор устройств осуществляется из выпадающего списка непосредственно при разрешении доступа.

При использовании протокола HTTP разрешение будет запрашиваться каждый раз при получении доступа к медиапотоку после загрузки страницы. Переход на HTTPS позволит выводить запрос однократно, только при самом первом доступе к медиапотоку.

Обрати внимание на пульсирующий кружок в иконке на закладке и значок камеры в правой части адресной строки:

RTCMediaConnection

RTCMediaConnection - объект, предназначенный для установления и передачи медиапотоков по сети между участниками. Кроме того, этот объект отвечает за формирование описания медиасессии (SDP), получение информации об ICE-кандидатах для прохождения через NAT или сетевые экраны (локальные и с помощью STUN) и взаимодействие с TURN-сервером. У каждого участника должно быть по одному RTCMediaConnection на каждое соединение. Медиапотоки передаются по шифрованному протоколу SRTP.

TURN-серверы

ICE-кандидаты бывают трех типов: host, srflx и relay. Host содержат информацию, полученную локально, srflx - то, как узел выглядит для внешнего сервера (STUN), и relay - информация для проксирования трафика через TURN-сервер. Если наш узел находится за NAT’ом, то host-кандидаты будут содержать локальные адреса и будут бесполезны, кандидаты srflx помогут только при определенных видах NAT и relay будут последней надеждой пропустить трафик через промежуточный сервер.

Пример ICE-кандидата типа host, с адресом 192.168.1.37 и портом udp/34022:

A=candidate:337499441 2 udp 2113937151 192.168.1.37 34022 typ host generation 0

Общий формат для задания STUN/TURN-серверов:

Var servers = { "iceServers": [ { "url": "stun:stun.stunprotocol.org:3478" }, { "url": "turn:user@host:port", "credential": "password" } ]};

Публичных STUN-серверов в интернете много. Большой список, например, есть . К сожалению, решают они слишком малую часть проблем. Публичных же TURN-серверов, в отличие от STUN, практически нет. Связано это с тем, что TURN-сервер пропускает через себя медиапотоки, которые могут значительно загружать и сетевой канал, и сам сервер. Поэтому самый простой способ подключиться к TURN-серверам - установить его самому (понятно, что потребуется публичный IP). Из всех серверов, на мой взгляд, наилучший rfc5766-turn-server . Под него есть даже готовый образ для Amazon EC2.

С TURN пока не все так хорошо, как хотелось бы, но идет активная разработка, и хочется надеяться, через какое-то время WebRTC если не сравняется со Skype по качеству прохождения через трансляцию адресов (NAT) и сетевые экраны, то по крайней мере заметно приблизится.

Для RTCMediaConnection необходим дополнительный механизм обмена управляющей информацией для установления соединения - хотя он и формирует эти данные, но не передает их, и передачу другим участниками необходимо реализовывать отдельно.


Выбор способа передачи возлагается на разработчика - хоть вручную. Как только обмен необходимыми данными пройдет, RTCMediaConnection установит медиапотоки автоматически (если получится, конечно).

Модель offer-answer

Для установления и изменения медиапотоков используется модель offer/answer (предложение/ответ; описана в RFC3264) и протокол SDP (Session Description Protocol). Они же используются и протоколом SIP. В этой модели выделяется два агента: Offerer - тот, кто генерирует SDP-описание сессии для создания новой или модификации существующей (Offer SDP), и Answerer - тот, кто получает SDP-описание сессии от другого агента и отвечает ему собственным описанием сессии (Answer SDP). При этом в спецификации требуется наличие протокола более высокого уровня (например, SIP или собственного поверх веб-сокетов, как в нашем случае), отвечающего за передачу SDP между агентами.

Какие данные необходимо передать между двумя RTCMediaConnection, чтобы они смогли успешно установить медиапотоки:

  • Первый участник, инициирующий соединение, формирует Offer, в котором передает структуру данных SDP (этот же протокол для той же цели используется в SIP), описывающую возможные характеристики медиапотока, который он собирается начать передавать. Этот блок данных необходимо передать второму участнику. Второй участник формирует Answer, со своим SDP и пересылает его первому.
  • И первый и второй участники выполняют процедуру определения возможных ICE-кандидатов, с помощью которых к ним сможет передать медиапоток второй участник. По мере определения кандидатов информация о них должна передаваться другому участнику.

Формирование Offer

Для формирования Offer нам понадобятся две функции. Первая будет вызываться в случае его успешного формирования. Второй параметр метода createOffer() - callback-функция, вызываемая в случае ошибки при его выполнении (при условии, что локальный поток уже доступен).

Дополнительно понадобятся два обработчика событий: onicecandidate при определении нового ICE-кандидата и onaddstream при подключении медиапотока от дальней стороны. Вернемся к нашему файлу. Добавим в HTML после строк с элементами еще одну:

createOffer

И после строки с элементом (на будущее):


Также в начале JavaScript-кода объявим глобальную переменную для RTCPeerConnection:

Var pc1;

При вызове конструктора RTCPeerConnection необходимо указать STUN/TURN-серверы. Подробнее о них см. врезку; пока все участники находятся в одной сети, они не требуются.

Var servers = null;

Параметры для подготовки Offer SDP

Var offerConstraints = {};

Первый параметр метода createOffer() - callback-функция, вызываемая при успешном формировании Offer

Function pc1_createOffer_success(desc) { console.log("pc1_createOffer_success(): \ndesc.sdp:\n"+desc.sdp+"desc:", desc); pc1.setLocalDescription(desc); // Зададим RTCPeerConnection, сформированный Offer SDP методом setLocalDescription. // Когда дальняя сторона пришлет свой Answer SDP, его нужно будет задать методом setRemoteDescription // Пока вторая сторона не реализована, ничего не делаем // pc2_receivedOffer(desc); }

Второй параметр - callback-функция, которая будет вызвана в случае ошибки

Function pc1_createOffer_error(error){ console.log("pc1_createOffer_success_error(): error:", error); }

И объявим callback-функцию, которой будут передаваться ICE-кандидаты по мере их определения:

Function pc1_onicecandidate(event){ if (event.candidate) { console.log("pc1_onicecandidate():\n"+ event.candidate.candidate.replace("\r\n", ""), event.candidate); // Пока вторая сторона не реализована, ничего не делаем // pc2.addIceCandidate(new RTCIceCandidate(event.candidate)); } }

А также callback-функцию для добавления медиапотока от дальней стороны (на будущее, так как пока у нас только один RTCPeerConnection):

Function pc1_onaddstream(event) { console.log("pc_onaddstream()"); remoteVideo1.src = URL.createObjectURL(event.stream); }

При нажатии на кнопку «createOffer» создадим RTCPeerConnection, зададим методы onicecandidate и onaddstream и запросим формирование Offer SDP, вызвав метод createOffer():

Function createOffer_click() { console.log("createOffer_click()"); pc1 = new webkitRTCPeerConnection(servers); // Создаем RTCPeerConnection pc1.onicecandidate = pc1_onicecandidate; // Callback-функция для обработки ICE-кандидатов pc1.onaddstream = pc1_onaddstream; // Callback-функция, вызываемая при появлении медиапотока от дальней стороны. Пока что его нет pc1.addStream(localStream); // Передадим локальный медиапоток (предполагаем, что он уже получен) pc1.createOffer(// И собственно запрашиваем формирование Offer pc1_createOffer_success, pc1_createOffer_error, offerConstraints); }

Сохраним файл как rtctest2.html, выложим его на сервер, откроем в браузере и посмотрим в консоли, какие данные формируются во время его работы. Второе видео пока не появится, так как участник всего один. Напомним, SDP - описание параметров медиасессии, доступные кодеки, медиапотоки, а ICE-кандидаты - возможные варианты подключения к данному участнику.

Формирование Answer SDP и обмен ICE-кандидатами

И Offer SDP, и каждого из ICE-кандидатов необходимо передать другой стороне и там после их получения у RTCPeerConnection вызвать методы setRemoteDescription для Offer SDP и addIceCandidate для каждого ICE-кандидата, полученного от дальней стороны; аналогично в обратную сторону для Answer SDP и удаленных ICE-кандидатов. Сам Answer SDP формируется аналогично Offer; разница в том, что вызывается не метод createOffer, а метод createAnswer и перед этим RTCPeerConnection методом setRemoteDescription передается Offer SDP, полученный от вызывающей стороны.

Добавим еще один видеоэлемент в HTML:

И глобальную переменную для второго RTCPeerConnection под объявлением первой:

Var pc2;

Обработка Offer и Answer SDP

Формирование Answer SDP очень похоже на Offer. В callback-функции, вызываемой при успешном формировании Answer, аналогично Offer, отдадим локальное описание и передадим полученный Answer SDP первому участнику:

Function pc2_createAnswer_success(desc) { pc2.setLocalDescription(desc); console.log("pc2_createAnswer_success()", desc.sdp); pc1.setRemoteDescription(desc); }

Callback-функция, вызываемая в случае ошибки при формировании Answer, полностью аналогична Offer:

Function pc2_createAnswer_error(error) { console.log("pc2_createAnswer_error():", error); }

Параметры для формирования Answer SDP:

Var answerConstraints = { "mandatory": { "OfferToReceiveAudio":true, "OfferToReceiveVideo":true } };

При получении Offer вторым участником создадим RTCPeerConnection и сформируем Answer аналогично Offer:

Function pc2_receivedOffer(desc) { console.log("pc2_receiveOffer()", desc); // Создаем объект RTCPeerConnection для второго участника аналогично первому pc2 = new webkitRTCPeerConnection(servers); pc2.onicecandidate = pc2_onicecandidate; // Задаем обработчик события при появлении ICE-кандидата pc2.onaddstream = pc_onaddstream; // При появлении потока подключим его к HTML pc2.addStream(localStream); // Передадим локальный медиапоток (в нашем примере у второго участника он тот же, что и у первого) // Теперь, когда второй RTCPeerConnection готов, передадим ему полученный Offer SDP (первому мы передавали локальный поток) pc2.setRemoteDescription(new RTCSessionDescription(desc)); // Запросим у второго соединения формирование данных для сообщения Answer pc2.createAnswer(pc2_createAnswer_success, pc2_createAnswer_error, answerConstraints); }

Для того чтобы в рамках нашего примера передать Offer SDP от первого участника ко второму, раскомментируем в функции pc1createOffer success() строку вызова:

Pc2_receivedOffer(desc);

Чтобы реализовать обработку ICE-кандидатов, раскомментируем в обработчике события готовности ICE-кандидатов первого участника pc1_onicecandidate() его передачу второму:

Pc2.addIceCandidate(new RTCIceCandidate(event.candidate));

Обработчик события готовности ICE-кандидатов второго участника зеркально подобен первому:

Function pc2_onicecandidate(event) { if (event.candidate) { console.log("pc2_onicecandidate():", event.candidate.candidate); pc1.addIceCandidate(new RTCIceCandidate(event.candidate)); } }

Сallback-функцию для добавления медиапотока от первого участника:

Function pc2_onaddstream(event) { console.log("pc_onaddstream()"); remoteVideo2.src = URL.createObjectURL(event.stream); }

Завершение соединения

Добавим еще одну кнопку в HTML

Hang Up

И функцию для завершения соединения

Function btnHangupClick() { // Отключаем локальное видео от HTML-элементов , останавливаем локальный медиапоток, устанавливаем = null localVideo1.src = ""; localStream.stop(); localStream = null; // Для каждого из участников отключаем видео от HTML-элементов , закрываем соединение, устанавливаем указатель = null remoteVideo1.src = ""; pc1.close(); pc1 = null; remoteVideo2.src = ""; pc2.close(); pc2 = null; }

Сохраним как rtctest3.html, выложим на сервер и откроем в браузере. В этом примере реализована двусторонняя передача медиапотоков между двумя RTCPeerConnection в рамках одной закладки браузера. Чтобы организовать через сеть обмен Offer и Answer SDP, ICE-кандидатами между участниками и другой информацией, потребуется вместо прямого вызова процедур реализовать обмен между участниками с помощью какого-либо транспорта, в нашем случае - веб-сокетов.

Трансляция экрана

Функцией getUserMedia можно также захватить экран и транслировать как MediaStream, указав следующие параметры:

Var mediaStreamConstraints = { audio: false, video: { mandatory: { chromeMediaSource: "screen" }, optional: } };

Для успешного доступа к экрану должно выполняться несколько условий:

  • включить флаг снимка экрана в getUserMedia() в chrome://flags/,chrome://flags/;
  • исходный файл должен быть загружен по HTTPS (SSL origin);
  • аудиопоток не должен запрашиваться;
  • не должно выполняться несколько запросов в одной закладке браузера.
Библиотеки для WebRTC

Хотя WebRTC еще и не закончен, уже появилось несколько базирующихся на нем библиотек. JsSIP предназначена для создания браузерных софтфонов, работающих с SIP-коммутаторами, такими как Asterisk и Camalio. PeerJS упростит создание P2P-сетей для обмена данными, а Holla сократит объем разработки, необходимый для P2P-связи из браузеров.

Node.js и socket.io

Для того чтобы организовать обмен SDP и ICE-кандидатами между двумя RTCPeerConnection через сеть, используем Node.js с модулем socket.io.

Установка последней стабильной версии Node.js (для Debian/Ubuntu) описана

$ sudo apt-get install python-software-properties python g++ make $ sudo add-apt-repository ppa:chris-lea/node.js $ sudo apt-get update $ sudo apt-get install nodejs

Установка под другие операционные системы описана

Проверим:

$ echo "sys=require("util"); sys.puts("Test message");" > nodetest1.js $ nodejs nodetest1.js

С помощью npm (Node Package Manager) установим socket.io и дополнительный модуль express:

$ npm install socket.io express

Проверим, создав файл nodetest2.js для серверной части:

$ nano nodetest2.js var app = require("express")() , server = require("http").createServer(app) , io = require("socket.io").listen(server); server.listen(80); // Если порт 80 свободен app.get("/", function (req, res) { // При обращении к корневой странице res.sendfile(__dirname + "/nodetest2.html"); // отдадим HTML-файл }); io.sockets.on("connection", function (socket) { // При подключении socket.emit("server event", { hello: "world" }); // отправим сообщение socket.on("client event", function (data) { // и объявим обработчик события при поступлении сообщения от клиента console.log(data); }); });

И nodetest2.html для клиентской части:

$ nano nodetest2.html var socket = io.connect("/"); // URL сервера веб-сокетов (корневая страница сервера, с которого была загружена страница) socket.on("server event", function (data) { console.log(data); socket.emit("client event", { "name": "value" }); });

Запустим сервер:

$ sudo nodejs nodetest2.js

и откроем страницу http://localhost:80 (если запущен локально на 80-м порту) в браузере. Если все успешно, в консоли JavaScript браузера мы увидим обмен событиями между браузером и сервером при подключении.

Обмен информацией между RTCPeerConnection через веб-сокеты Клиентская часть

Сохраним наш основной пример (rtcdemo3.html) под новым именем rtcdemo4.html. Подключим в элементе библиотеку socket.io:

И в начале сценария JavaScript - подключение к веб-сокетам:

Var socket = io.connect("http://localhost");

Заменим прямой вызов функций другого участника отправкой ему сообщения через веб-сокеты:

Function createOffer_success(desc) { ... // pc2_receivedOffer(desc); socket.emit("offer", desc); ... } function pc2_createAnswer_success(desc) { ... // pc1.setRemoteDescription(desc); socket.emit("answer", desc); } function pc1_onicecandidate(event) { ... // pc2.addIceCandidate(new RTCIceCandidate(event.candidate)); socket.emit("ice1", event.candidate); ... } function pc2_onicecandidate(event) { ... // pc1.addIceCandidate(new RTCIceCandidate(event.candidate)); socket.emit("ice2", event.candidate); ... }

В функции hangup() вместо прямого вызова функций второго участника передадим сообщение через веб-сокеты:

Function btnHangupClick() { ... // remoteVideo2.src = ""; pc2.close(); pc2 = null; socket.emit("hangup", {}); }

И добавим обработчики получения сообщения:

Socket.on("offer", function (data) { console.log("socket.on("offer"):", data); pc2_receivedOffer(data); }); socket.on("answer", function (data) {е console.log("socket.on("answer"):", data); pc1.setRemoteDescription(new RTCSessionDescription(data)); }); socket.on("ice1", function (data) { console.log("socket.on("ice1"):", data); pc2.addIceCandidate(new RTCIceCandidate(data)); }); socket.on("ice2", function (data) { console.log("socket.on("ice2"):", data); pc1.addIceCandidate(new RTCIceCandidate(data)); }); socket.on("hangup", function (data) { console.log("socket.on("hangup"):", data); remoteVideo2.src = ""; pc2.close(); pc2 = null; });

Серверная часть

На серверной стороне сохраним файл nodetest2 под новым именем rtctest4.js и внутри функции io.sockets.on("connection", function (socket) { ... } добавим прием и отправку сообщений клиентов:

Socket.on("offer", function (data) { // При получении сообщения "offer", // так как клиентское соединение в данном примере всего одно, // отправим сообщение обратно через тот же сокет socket.emit("offer", data); // Если бы было необходимо переслать сообщение по всем соединениям, // кроме отправителя: // soket.broadcast.emit("offer", data); }); socket.on("answer", function (data) { socket.emit("answer", data); }); socket.on("ice1", function (data) { socket.emit("ice1", data); }); socket.on("ice2", function (data) { socket.emit("ice2", data); }); socket.on("hangup", function (data) { socket.emit("hangup", data); });

Кроме этого, изменим имя HTML-файла:

// res.sendfile(__dirname + "/nodetest2.html"); // Отдадим HTML-файл res.sendfile(__dirname + "/rtctest4.html");

Запуск сервера:

$ sudo nodejs nodetest2.js

Несмотря на то что код обоих клиентов выполняется в пределах одной и той же закладки браузера, все взаимодействие между участниками в нашем примере полностью осуществляется через сеть и «разнести» участников уже не требует особых сложностей. Впрочем, то, что мы делали, тоже было очень простым - эти технологии и хороши своей простотой в использовании. Пусть иногда и обманчивой. В частности, не будем забывать, что без STUN/TURN-серверов наш пример не сможет работать в присутствии трансляции адресов и сетевых экранов.

Заключение

Получившийся пример очень условен, но если немного универсализировать обработчики событий, чтобы они не различались у вызывающей и вызываемой стороны, вместо двух объектов pc1 и pc2 сделать массив RTCPeerConnection и реализовать динамическое создание и удаление элементов ,то получится вполне пригодный для использования видеочат. В этом уже нет особой специфики, связанной с WebRTC, и пример простейшего видеочата на несколько участников (как и тексты всех примеров статьи) есть на диске, идущем с журналом. Впрочем, и в интернете можно найти уже немало хороших примеров. В частности, при подготовке статьи использовались: simpl.info getUserMedia , simpl.info RTCPeerConnection ,WebRTC Reference App .

Можно предположить, что совсем скоро благодаря WebRTC произойдет переворот не только в нашем представлении о голосовой и видеосвязи, но и в том, как мы воспринимаем интернет в целом. WebRTC позиционируется не только как технология для звонков из браузера в браузер, но и как технология коммуникаций реального времени. Видеосвязь, которую мы разобрали, лишь небольшая часть возможных вариантов его использования. Уже есть примеры трансляции экрана (скриншаринга) , и совместной работы , и даже P2P-сеть доставки контента на основе браузеров с помощью RTCDataChannel.

Европейские пользователи Сети разделились на две части: согласно опросу Института анализа общественного мнения в Алленбахе (Германия), Skype, чат и системы мгновенного обмена сообщениями стали неотъемлемой частью повседневной жизни для 16,5 млн. взрослых и детей, 9 млн. используют эти службы от случая к случаю, а 28 млн. к ним не прикасаются.

Ситуация может измениться, поскольку теперь в Firefox интегрирована технология коммуникаций в реальном времени (WebRTC ), а также сам клиент. Запустить аудио- и видеочат теперь ничуть не сложнее, чем открыть сайт. Такие сервисы, как Facebook и Skype, напротив, делают ставку на решения с использованием отдельного клиента и созданием учетной записи.

WebRTC отличается не только простотой применения. Этот метод позволяет даже установить прямое соединение между двумя браузерами . Таким образом, аудио- и видеоданные не проходят через сервер, где может случиться перегрузка или же администратор которого не отличается особой щепетильностью в отношении частной сферы или защиты данных. Благодаря прямому соединению для WebRTC не нужна ни регистрация, ни учетная запись в какой-либо службе.

Для начала беседы требуется только пройти по ссылке. Общение остается приватным , поскольку поток данных шифруется. Коммуникацией в реальном времени через браузер компания Google начала активно заниматься еще в 2011 году, когда и опубликовала исходный код своей реализации WebRTC.

Вскоре после этого Chrome и Firefox получили собственные WebRTC-движки. В настоящее время их мобильные варианты оснащены как этой технологией, так и устанавливаемым вместе с Android 5.0 движком WebView 3.6, который используется приложениями.

Для коммуникации в реальном времени в веб-просмотрщике должны быть внедрены соответствующие интерфейсы JavaScript. С помощью GetUserMedia программное обеспечение активирует захват из аудиои видеоисточников, то есть с веб-камеры и микрофона. RTCPeerConnection отвечает за установление соединения, а также за саму коммуникацию.

Параллельно с интеграцией в браузер рабочая группа Консорциума Всемирной паутины (W3C) форсировала процесс стандартизации WebRTC. Он должен завершиться уже в 2015-го году.

WebRTC довольствуется малым

Для использования службы WebRTC не требуется много ресурсов, поскольку сервер соединяет только собеседников. Установка соединения также не представляет особой сложности. Сначала браузер подает серверу WebRTC сигнал, что он планирует начать вызов. От сервера он получает HTTPS-ссылку - связь осуществляется в зашифрованном виде. Этот линк пользователь отправляет своему собеседнику. После этого браузер запрашивает у пользователя разрешение на доступ к веб-камере и микрофону.

Чтобы установить прямое потоковое соединение с собеседником, браузер получает от службы WebRTC ее IP-адрес и данные конфигурации. Веб-просмотрщик собеседника поступает таким же образом.

Чтобы потоковое соединение функционировало без сбоев и в хорошем качестве, в браузере работают три движка. Два из них оптимизируют и сжимают аудиои видеоданные, третий ответственен за их транспортировку. Он пересылает данные посредством протокола SRTP (Secure Real-time Transport Protocol), который позволяет осуществлять зашифрованную потоковую передачу в реальном времени.

Если прямое соединение установить не удается, WebRTC ищет другой путь. К примеру, это происходит в том случае, когда сетевые настройки препятствуют тому, чтобы STUN-сервер смог сообщить IP-адрес. Стандартом WebRTC предусмотрено, что в этом случае беседа состоится, но с промежуточным включением TURN-сервера (Traversal Using Relays around NAT). Так, на сайте netscan.co можно проверить, реализуется ли WebRTC на вашем компьютере и с вашим доступом к Сети.

Как осуществляется соединение

Сначала необходимо зарегистрировать беседу (1). Служба WebRTC дает ссылку, которую необходимо отправить собеседнику. Браузер с помощью STUNсервера выясняет свой собственный IP-адрес (2), отправляет его сервису и получает IP партнера для установки прямого соединения (3). Если использовать STUN не удается, беседа перенаправляется с помощью TURNсервера (4).

Общение по технологии WebRTC в браузере запускается с помощью кода JavaScript. После этого за коммуникацию отвечают три движка: голосовой и видеодвижки собирают мультимедийные данные с веб-камеры и микрофона, а транспортный движок объединяет информацию и пересылает поток в зашифрованном виде, используя протокол SRTP (Secure Real-time Protocol).

Какие браузеры работают с WebRTC

Chrome и Firefox оснащены движком WebRTC, который использует такие службы, как talky.io. Браузер от Mozilla может работать напрямую со своим собственным клиентом.

Google и Mozilla продолжают развивать идею коммуникации в реальном времени: Chrome может проводить конференцию WebRTC с несколькими участниками, а новый клиент Hello в Firefox разработан при содействии с дочерней компанией телекоммуникационного гиганта Telefonica. Apple пока что остается в стороне, в Safari WebRTC ожидать пока не стоит. Однако существует множество альтернативных приложений для iOS и плагинов для Safari.

Корпорация Microsoft идет несколько иным курсом. В качестве владельца конкурентного сервиса Skype данная компания не собирается так просто капитулировать перед WebRTC. Вместо этого Microsoft разрабатывает технологию под названием ORTC (Object Real-Time Communications) для Internet Explorer.

Такие отличия от WebRTC, как иные кодеки и протоколы для установления контакта с сервером, незначительны и со временем, скорее всего, превратятся в дополнение к WebRTCстандарту, который включит в себя эти расхождения. Таким образом, за бортом остается только Apple - как обычно.

Фото: компании-производители; goodluz/Fotolia.com

Преамбула. P2P видеочат на базе WebRTC - это альтернатива Skype и другим средствам связи. Основными элементами p2p видеочата на базе WebRTC является браузер и контактный сервер. P2P видеочаты - это пиринговые видеочаты, в которых сервер не принимает участия в передаче информационных потоков. Информация передается непосредственно между браузерами пользователей (пирингами) без каких-либо дополнительных программ. Кроме браузеров в p2p видеочатах используются контактные серверы, которые предназначены для регистрации пользователей, хранения данных о них и обеспечения коммутации между пользователями. Браузеры, которые поддерживают новейшие технологии WebRTC и HTML5, обеспечивают передачу мгновенных текстовых сообщений и файлов, а также обеспечивают голосовое и видео общение в IP сетях.

Итак, чаты, веб чаты, голосовые и видеочаты в веб интерфейсе, IMS, VoIP - это сервисы, которые обеспечивают коммуникации в режиме онлайн через составные сети с пакетной коммутацией. Как правило, коммуникационные сервисы требуют или установки клиентских приложений на пользовательские устройства (ПК, смартфоны и т.д.), или установки плагинов и расширений в браузеры. Сервисы имеют свои коммуникационные сети, большинство из которых построены по архитектуре "клиент-сервер".

Коммуникационные сервисы являются приложениями, за исключением IMS, в которых каналы передачи голоса, видео, данных и текста не интегрированы. В сетях каждого сервиса применяются . Необходимо отметить, что указанные приложения не могут одновременно работать в нескольких коммуникационных сетях, т.е. приложения, как правило, не могут взаимодействовать между собой, в результате чего для каждой коммуникационной сети необходимо устанавливать отдельное приложение.

Проблему интеграции коммуникационных услуг реального времени (чата, телефонии, видеоконференции), т.е. интеграцию каналов передачи голоса, видео, данных и доступ к ним с помощью одного приложения (браузера) можно решить в одноранговых или p2p видеочатах (пиринговых, point - to - point) на основе протокола WebRTC . По сути, браузер, поддерживающий WebRTC, становится единым интерфейсом для всех пользовательских устройств (ПК, смартфонов, айпадов, IP-телефонов, мобильных телефонов и т.д.), которые работают с коммуникационными сервисами.

Именно WebRTC обеспечивает реализацию в браузере всех технологий, обеспечивающих коммуникации реального времени. Суть p2p видеочатов заключается в том, что мультимедийные и текстовые данные передаются непосредственно между браузерами пользователей (удаленными пирингами) без участия сервера и дополнительных программ. Таким образом, браузеры не только обеспечивают доступ практически ко всем информационным ресурсам Интернет, которые хранятся на серверах, но и становятся средством доступа ко всем коммуникационным услугам реального времени и к почтовым услугам (голосовой почте, электронной почте, SMS и т.д.)

Серверы (контактные серверы) p2p видеочатов предназначены только для регистрации пользователей, хранения данных о пользователях и установки соединения (коммутации) между браузерами пользователей. Первые p2p видеочаты были реализованы с применением flash технологий. Flash p2p видеочаты применяются, например, в социальных сетях. Flash p2p видеочаты не обеспечивают высокое качество передачи мультимедийных данных. Кроме того, для вывода голоса и видеопотока из микрофона и видеокамеры в p2p flash видеочатах необходима установка flash плагина в веб-браузер.

Но к телекоммуникационным сервисам нового поколения относятся веб-коммуникации , которые для общения через Интернет используют только браузеры и контактные серверы , поддерживающие протоколы WebRTC и спецификацию HTML5 . Любое пользовательское устройство (ПК, iPad, смартфоны и т.д.), снабженное таким браузером, может обеспечить качественные голосовые и видеозвонки, а также передачу мгновенных текстовых сообщений и файлов.

Итак, новой технологией веб-коммуникаций (p2p чатов, видеочатов) является протокол WebRTC. WebRTC совместно с HTML5, CSS3 и JavaScript позволяют создавать различные веб приложения. WebRT предназначен для организации веб-коммуникаций (пиринговых сетей) в реальном времени по одноранговой архитектуре. P2P чаты на основе WebRTC обеспечивают передачу файлов, а также текстовые, голосовые и видео общения пользователей через Интернет с использованием только веб-браузеров без применения внешних дополнений и плагинов в браузере.

В p2p чатах сервер используется только для установки p2p соединения между двумя браузерами. Для создания клиентской части p2p чата на базе протокола WebRTC используют HTML5, CSS3 и JavaScript. Клиентское приложение взаимодействует с браузерами через API WebRTC.

WebRTC реализуются тремя JavaScript API:

  • RTCPeerConnection;
  • MediaStream (getUserMedia);
  • RTCDataChannel.

Браузеры передают мультимедийные данные по протоколу SRTP, который работает поверх UDP. Поскольку NAT создает проблемы для браузеров (клиентов), находящихся за маршрутизаторами NAT, которые используют p2p соединения через сеть Интернет, то для обхода NAT трансляторов используется STUN. STUN - это клиент-серверный протокол, который работает поверх транспортного протокола UDP. В p2p чатах, как правило, применяется публичный STUN-сервер, а полученная с него информация используется для UDP-соединения между двумя браузерами, если они находятся за NAT.

Примеры реализации WebRTC приложений (p2p чатов, голосовых и видео веб чатов):
1. P2P видеочат Bistri (one-click video chat, p2p чат), выполненный на основе WebRTC, можно открыть на Bistri. Bistri работает в браузере без установки дополнительных программ и плагинов. Суть работы состоит в следующем: откройте p2p видеочат по указанной ссылке, после регистрации в открывшемся интерфейсе пригласите партнеров, затем из списка peer-клиентов выберите того партнера, который находится в сети и щелкните на кнопке "видеовызов".

В результате MediaStream (getUserMedia) выполнит захват микрофона + веб-камеры, а сервер выполнит обмен сигнальными сообщениями с выбранным партнером. После обмена сигнальными сообщениями PeerConnection API создает каналы для передачи голосового и видео потоков. Кроме того, Bistri осуществляет передачу мгновенных текстовых сообщений и файлов. На рис. 1 представлен скриншот интерфейса p2p видеочата Bistri.


Рис. 1. P2P видеочат Bistri

2. Twelephone (p2p видеочат, p2p чат, SIP Twelephone) - это клиентское приложение построено на базе HTML5 и WebRTC, которое позволяет совершать голосовые и видеозвонки, а также осуществлять передачу мгновенных текстовых сообщений, т.е. Twelephone включает тестовый p2p чат, видеочат и SIP Twelephone. Необходимо отметить, что Twelephone поддерживает протокол SIP и теперь можно совершать и принимать голосовые и видеозвонки с SIP-телефонов, используя свой аккаунт в Twitter, как номер телефона. Кроме того, текстовые сообщения можно вводить голосом через микрофон, а программа распознавания голоса вводит текст в строку "Send a message".

Twelephone - это веб телефония, которая функционирует на основе браузера Google Chrome, начиная с версии 25, без дополнительного программного обеспечения. Twelephone был разработан Chris Matthieu. Серверная часть Twelephone построена на основе Node.js. Сервер (контактный сервер) используется только для установки p2p соединения между двумя браузерами или WebRTC клиентами. Приложение Twelephone не имеет собственных средств авторизации, а ориентировано на подключение к аккаунту (учетной записи) в Twitter.

На рис. 2 представлен скриншот интерфейса p2p видеочата Twelephone.



Рис. 2. P2P Twelephone

3. Групповой p2p видеочат Conversat.io построен на основе новейших технологий WebRTC и HTML5. Видеочат Conversat разработан на основе библиотеки SimpleWebRTC и предназначен для общения до 6 peer-клиентов в одной комнате (для общения укажите название общей комнаты для peer-клиентов в строке "Name the conversation"). P2P видеочат Conversat предоставляет коммуникационные услуги пользователям без регистрации на контактном сервере. На рис. 3 представлен скриншот интерфейса p2p видеочата Conversat.



Рис. 3. Групповой P2P видеочат Conversat.io

Для участия в P2P видеочатах на базе WebRTC необходимо чтобы у пользователей был установлен браузер, поддерживающий протокол WebRTC и спецификацию HTML5. В настоящее время браузеры Google Chrome, начиная с версии 25, и Mozilla Firefox Nightly поддерживают протокол WebRTC и спецификацию HTML5. WebRTC приложения по качеству передачи изображения и звука превосходят Flash приложения.

WebRTC (Web Real Time Communications) — это стандарт, который описывает передачу потоковых аудиоданных, видеоданных и контента от браузера и к браузеру в режиме реального времени без установки плагинов или иных расширений. Стандарт позволяет превратить браузер в оконечный терминал видеоконференцсвязи, достаточно просто открыть веб-страницу, чтобы начать общение.

Что такое WebRTC?

В этой статье мы рассмотрим все, что необходимо знать о технологии WebRTC для обычного пользователя. Рассмотрим преимущества и недостатки проекта, раскроем некоторые секреты, расскажем как работает, где и для чего применяется WebRTC.

Что нужно знать про WebRTC?

Эволюция стандартов и технологий видеосвязи Сергей Юцайтис, Cisco, Видео+Конференция 2016 Как работает WebRTCНа стороне клиента
  • Пользователь открывает страницу, содержащую HTML5 тег .
  • Браузер запрашивает доступ к веб-камере и микрофону пользователя.
  • JavaScript код на странице пользователя контролирует параметры соединения (IP-адреса и порты сервера WebRTC или других WebRTC клиентов) для обхода NAT и Firewall.
  • При получении информации о собеседнике или о потоке со смикшированной на сервере конференцией, браузер начинает согласование используемых аудио и видео кодеков.
  • Начинается процесс кодирования и передача потоковых данных между WebRTC клиентами (в нашем случае, между браузером и сервером).
На стороне WebRTC сервера

Для обмена данными между двумя участниками видеосервер не требуется, но если нужно объединить в одной конференции несколько участников, сервер необходим.



Видеосервер будет получать медиа-трафик с различных источников, преобразовывать его и отправлять пользователям, которые в качестве терминала используют WebRTC.

Также WebRTC сервер будет получать медиа-трафик от WebRTC пиров и передавать его участникам конференции, которые используют приложения для настольных компьютеров или мобильных устройств, в случае наличия таковых.

Преимущества стандарта
  • Не требуется установка ПО.
  • Очень высокое качество связи, благодаря:
    • Использованию современных видео (VP8, H.264) и аудиокодеков (Opus).
    • Автоматическое подстраивание качества потока под условия соединения.
    • Встроенная система эхо- и шумоподавления.
    • Автоматическая регулировка уровня чувствительности микрофонов участников (АРУ).
  • Высокий уровень безопасности: все соединения защищены и зашифрованы согласно протоколам TLS и SRTP.
  • Есть встроенный механизм захвата контента, например, рабочего стола.
  • Возможность реализации любого интерфейса управления на основе HTML5 и JavaScript.
  • Возможность интеграции интерфейса с любыми back-end системами с помощью WebSockets.
  • Проект с открытым исходным кодом — можно внедрить в свой продукт или сервис.
  • Настоящая кросс-платформенность: одно и то же WebRTC приложение будет одинаково хорошо работать на любой операционной системе, десктопной или мобильной, при условии, что браузер поддерживает WebRTC. Это значительно экономит ресурсы на разработку ПО.
Недостатки стандарта
  • Для организации групповых аудио и видеоконференций требуется сервер ВКС, который бы микшировал видео и звук от участников, т.к. браузер не умеет синхронизировать несколько входящих потоков между собой.
  • Все WebRTC решения несовместимы между собой, т.к. стандарт описывает лишь способы передачи видео и звука, оставляя реализацию способов адресации абонентов, отслеживания их доступности, обмена сообщениями и файлами, планирования и прочего за вендором.
  • Другими словами вы не сможете позвонить из WebRTC приложения одного разработчика в WebRTC приложение другого разработчика.
  • Микширование групповых конференций требует больших вычислительных ресурсов, поэтому такой тип видеосвязи требует покупки платной подписки либо инвестирования в свою инфраструктуру, где на каждую конференцию требуется 1 физическое ядро современного процессора.
Секреты WebRTC: как вендоры извлекают пользу из прорывной веб-технологии


Цахи Левент-Леви, Bloggeek.me, Видео+Конференция 2015 WebRTC для рынка ВКСУвеличение числа ВКС-терминалов

Технология WebRTC оказала сильное влияние на развитие рынка ВКС. После выхода в свет первых браузеров с поддержкой WebRTC в 2013 году потенциальное количество терминалов видеоконференцсвязи по всему миру сразу увеличилось на 1 млрд. устройств. По сути, каждый браузер стал ВКС терминалом, не уступающий своим аппаратным аналогам с точки зрения качетсва связи.

Использование в специализированных решениях

Использование различных JavaScript библиотек и API облачных сервисов с поддержкой WebRTC позволяет легко добавить поддержку видеосвязи в любые веб-проекты. Ранее для передачи данных в реальном времени разработчикам приходилось изучать принципы работы протоколов и использовать наработки других компаний, которые чаще всего требовали дополнительного лицензирования, что увеличивало расходы. Уже сейчас WebRTC активно используется в сервисах вида “Позвонить с сайта”, “Онлайн-чат поддержки”, и т.п.

Ex-пользователям Skype для Linux

В 2014 году Microsoft объявила об прекращении поддержки проекта Skype для Linux, что вызвало большое раздражение у IT-специалистов. Технология WebRTC не привязана к операционной системе, а реализована на уровне браузера, т.е. Linux пользователи смогут увидеть в продуктах и сервисах на основе WebRTC полноценную замену Skype.

Конкуренция с Flash

WebRTC и HTML5 стали смертельным ударом для технологии Flash, которая и так переживала свои далеко не лучшие годы. С 2017 года ведущие браузеры официально перестали поддерживать Flash и технология окончательно исчезла с рынка. Но нужно отдать Flash должное, ведь именно он создал рынок веб-конференций и предложил технические возможности для живого общения в браузерах.

Видеопрезентации WebRTC

Дмитрий Одинцов, TrueConf, Видео+Конференция октябрь 2017

Кодеки в WebRTCАудиокодеки

Для сжатия аудио-трафика в WebRTC используются кодеки Opus и G.711.

G.711 — самый старый голосовой кодек с высоким битрейтом (64 kbps), который чаще всего применяется в системах традиционной телефонии. Основным достоинством является минимальная вычислительная нагрузка из-за использования легких алгоритмов сжатия. Кодек отличается низким уровнем компрессии голосовых сигналов и не вносит дополнительной задержки звука во время общения между пользователями.

G.711 поддерживается большим количеством устройств. Системы, в которых используется этот кодек, более легкие в применении, чем те, которые основаны на других аудиокодеках (G.723, G.726, G.728 и т.д.). По качеству G.711 получил оценку 4.2 в тестировании MOS (оценка в пределах 4-5 является самой высокой и означает хорошее качество, аналогичное качеству передачи голосового трафика в ISDN и даже выше).

Opus — это кодек с низкой задержкой кодирования (от 2.5 мс до 60 мс), поддержкой переменного битрейта и высоким уровнем сжатия, что идеально подходит для передачи потокового аудиосигнала в сетях с переменной пропускной способностью. Opus - гибридное решение, сочетающее в себе лучшие характеристики кодеков SILK (компрессия голоса, устранение искажений человеческой речи) и CELT (кодирование аудиоданных). Кодек находится в свободном доступе, разработчикам, которые его используют, не нужно платить отчисления правообладателям. По сравнению с другими аудиокодеками, Opus, несомненно, выигрывает по множеству показателей. Он затмил довольно популярные кодеки с низким битрейтом, такие, как MP3, Vorbis, AAC LC. Opus восстанавливает наиболее приближенную к оригиналу “картину” звука, чем AMR-WB и Speex. За этим кодеком - будущее, именно поэтому создатели технологии WebRTC включили его в обязательный ряд поддерживаемых аудиостандартов.

Видеокодеки

Вопросы выбора видеокодека для WebRTC заняли у разработчиков несколько лет, в итоге решили использовать H.264 и VP8. Практически все современные браузеры поддерживают оба кодека. Серверам видеоконференций для работы с WebRTC достаточно поддержать только один.

VP8 — свободный видеокодек с открытой лицензией, отличается высокой скоростью декодирования видеопотока и повышенной устойчивостью к потере кадров. Кодек универсален, его легко внедрить в аппаратные платформы, поэтому очень часто разработчики систем видеоконференцсвязи используют его в своих продуктах.

Платный видеокодек H.264 стал известен намного раньше своего собрата. Это кодек с высокой степенью сжатия видеопотока при сохранении высокого качества видео. Высокая распространенность этого кодека среди аппаратных систем видеоконференцсвязи предполагает его использование в стандарте WebRTC.

Компании Google и Mozilla активно продвигают кодек VP8, а Microsoft, Apple и Cisco — H.264 (для обеспечения совместимости с традиционными системами видеоконференцсвязи). И вот тут возникакет очень большая проблема для разработчиков облачных WebRTC решений, ведь если в конференции все участники используют один браузер, то конференцию достаточно микшировать один раз одним кодеком, а если браузеры разные и среди них есть Safari / Edge, то конференцию придётся кодировать два раза разными кодеками, что в два раза повысит системные требования к медиа-серверу и как следствие, стоимость подписок на WebRTC сервисы.

WebRTC API

Технология WebRTC базируется на трех основных API:

  • (отвечает за принятие веб-браузером аудио и видеосигнала от камер или рабочего стола пользователя).
  • RTCPeerConnection (отвечает за соединение между браузерами для “обмена” полученными от камеры, микрофона и рабочего стола, медиаданными. Также в “обязанности” этого API входит обработка сигнала (очистка его от посторонних шумов, регулировка громкости микрофона) и контроль над используемыми аудио и видеокодеками).
  • RTCData Channel (обеспечивает двустороннюю передачу данных через установленное соединение).

Прежде чем получить доступ к микрофону и камере пользователя, браузер запрашивает на это разрешение. В Google Chrome можно заранее настроить доступ в разделе “Настройки”, в Opera и Firefox выбор устройств осуществляется непосредственно в момент получения доступа, из выпадающего списка. Запрос на разрешение будет появляться всегда при использовании протокола HTTP и однократно, если использовать HTTPS:


RTCPeerConnection . Каждый браузер, участвующий в WebRTC конференции, должен иметь доступ к данному объекту. Благодаря использованию RTCPeerConnection медиаданные от одного браузера к другому могут проходить даже через NAT и сетевые экраны. Для успешной передачи медиапотоков участники должны обменяться следующими данными с помощью транспорта, например, веб-сокетов:

  • участник-инициатор направляет второму участнику Offer-SDP (структура данных, с характеристиками медиапотока, которые он будет передавать);
  • второй участник формирует “ответ” — Answer-SDP и пересылает его инициатору;
  • затем между участниками организуется обмен ICE-кандидатами, если таковые обнаружены (если участники находятся за NAT или сетевыми экранами).

После успешного завершения данного обмена между участниками организуется непосредственно передача медиапотоков (аудио и видео).

RTCData Channel . Поддержка протокола Data Channel появилась в браузерах сравнительно недавно, поэтому данный API можно рассматривать исключительно в случаях использования WebRTC в браузерах Mozilla Firefox 22+ и Google Chrome 26+. С его помощью участники могут обмениваться текстовыми сообщениями в браузере.

Подключение по WebRTCПоддерживаемые десктопные браузеры
  • Google Chrome (17+) и все браузеры на основе движка Chromium;
  • Mozilla FireFox (18+);
  • Opera (12+);
  • Safari (11+);
Поддерживаемые мобильные браузеры для Android
  • Google Chrome (28+);
  • Mozilla Firefox (24+);
  • Opera Mobile (12+);
  • Safari (11+).
WebRTC, Microsoft и Internet Explorer

Очень долго Microsoft хранила молчание по поводу поддержки WebRTC в Internet Explorer и в своём новым браузере Edge. Ребята из Редмонда не очень любят давать в руки пользователей технологии, которые они не контролируют, вот такая вот политика. Но постепенно дело сдвинулось с мёртвой точки, т.к. игнорировать WebRTC далее было уже нельзя, и был анонсирован проект ORTC, производный от стандарта WebRTC.

По словам разработчиков ORTC — это расширение стандарта WebRTC с улучшенным набором API на основе JavaScript и HTML5, что в переводе на обычный язык означает, что всё будет то же самое, только контролировать стандарт и его развитие будет Microsoft, а не Google. Набор кодеков расширен поддержкой H.264 и некоторым аудиокодеками серии G.7ХХ, используемыми в телефонии и аппаратных ВКС системах. Возможно появится встроенная поддержка RDP (для передачи контента) и обмена сообщениями. Кстати, пользователям Internet Explorer не повезло, поддержка ORTC будет только в Edge. Ну и, естественно, такой набор протоколов и кодеков малой кровью стыкуется со Skype for Business, что открывает для WebRTC ещё больше бизнес применений.

WebRTC (Web Real-Time Communications) - это технология, которая позволяет Web-приложениям и сайтам захватывать и выборочно передавать аудио и/или видео медиа-потоки, а также обмениваться произвольными данными между браузерами, без обязательного использования посредников. Набор стандартов, которые включает в себя технология WebRTC, позволяет обмениваться данными и проводить пиринговые телеконференции, без необходимости пользователю устанавливать плагины или любое другое стороннее программное обеспечение.

WebRTC состоит из нескольких взаимосвязанных программных интерфейсов (API) и протоколов, которые работают вместе. Документация, которую вы здесь найдете, поможет вам понять основы WebRTC, как настроить и использовать соединение для передачи данных и медиа-потока, и многое другое.

Совместимость

Поскольку, реализация WebRTC находиться в процессе становления и каждый браузер имеет и WebRTC функций, настоятельно рекомендуем использовать полифил-библиотеку Adapter.js , от Google, до начала работы над вашим кодом.

Adapter.js использует клинья и полифилы для гладкой стыковки различий в реализациях WebRTC среди контекстов, его поддерживающих. Adapter.js также обрабатывает префиксы производителей, и иные различия именования свойств, облегчая процесс разработки на WebRTC, с наиболее совместимым результатом. Библиотека так же доступна как NPM пакет .

Для дальнейшего изучения библиотеки Adapter.js, смотрим .

Понятия и использование WebRTC

WebRTC является многоцелевым и вместе с , предоставляют мощные мультимедийные возможности для Web, включая поддержку аудио и видео конференций, обмен файлами, захват экрана, управление идентификацией и взаимодействие с устаревшими телефонными системами, включая поддержку передачи сигналов тонового набора DTMF . Соединения между узлами могут создаваться без использования специальных драйверов или плагинов, и часто без промежуточных сервисов.

Соединение между двумя узлами представлено как объект интерфейса RTCPeerConnection . Как только соединение установлено и открыто, используя объект RTCPeerConnection , медиапотоки ( MediaStream s) и/или каналы данных ( RTCDataChannel s) могут быть добавлены в соединение.

Медиа потоки могут состоять из любого количества треков (дорожек) медиаинформации. Эти треки, представлены объектами интерфейса MediaStreamTrack , и могут содержать один или несколько типов медиаданных, включая аудио, видео, текст (такие как субтитры или название глав). Большинство потоков состоят, как минимум, только из одного аудио трека (одной аудио дорожки), или видео дорожки, и могут быть отправлены и получены, как потоки (медиаданные в настоящим времени) или сохранены в файл.

Так же, можно использовать соединение между двумя узлами для обмена произвольными данными, используя объект интерфейса RTCDataChannel , что может быть использовано для передачи служебной информации, биржевых данных, пакетов игровых статусов, передача файлов или закрытых каналов передачи данных.

more details and links to relevant guides and tutorials needed

WebRTC интерфейсы

По причине того, что WebRTC предоставляет интерфейсы, работающие совместно для выполнения различных задач, мы разделили их на категории. Смотрите алфавитный указатель боковой панели для быстрой навигации.

Настройка соединения и управление

Эти интерфейсы используются для настройки, открытия и управлением WebRTC соединениями. Они представляют одноуровневые медиа соединения, каналы данных, и интерфейсы, использующиеся при обмене информацией о возможностях каждого узла, для выбора наилучшей конфигурации при установки двустороннего мультимедийного соединения.

RTCPeerConnection Представляет WebRTC соединение между локальным компьютером и удаленным узлом. Используется для обработки успешной передачи данных между двумя узлами. RTCSessionDescription Представляет параметры сессии. Каждый RTCSessionDescription содержит описания типа , показывающего какую часть (предложение/ответ) процесса переговоров он описывает, и SDP -дескриптор сессии. RTCIceCandidate Представляет собой кандидата сервера установки интернет соединения (ICE) для установленовки соединения RTCPeerConnection . RTCIceTransport Представляет информацию о средстве подключения к Интернету (ICE). RTCPeerConnectionIceEvent Представляет события, которые происходят в отношении кандидатов ICE, обычно RTCPeerConnection . Один тип передается данному объекту события: icecandidate . RTCRtpSender Управляет кродированием и передачей данных через объект типа MediaStreamTrack для объекта типа RTCPeerConnection . RTCRtpReceiver Управляет получением и декодированием данных через объект типа MediaStreamTrack для объекта типа RTCPeerConnection . RTCTrackEvent Указывает на то, что новый входящий объект типа MediaStreamTrack был создан и объект типа RTCRtpReceiver был добавлен в объект RTCPeerConnection . RTCCertificate Представляет сертификат, который использует объект RTCPeerConnection . RTCDataChannel Представляет двунапрвленный канал данных между двумя узлами соединения. RTCDataChannelEvent Представляет события, которые возникают при присоединении объекта типа RTCDataChannel к объекту типа RTCPeerConnection datachannel . RTCDTMFSender Управляет кодированием и передачей двутональной мультичастотной (DTMF) сигнализацией для объекта типа RTCPeerConnection . RTCDTMFToneChangeEvent Указывает на входящее событие изменение тона двутоновой мультичастотной сигнализации (DTMF). Это событие не всплывает (если не указано иначе) и не является отменяемым (если не указано иначе). RTCStatsReport Ассинхронно сообщает статус для переданного объекта типа MediaStreamTrack . RTCIdentityProviderRegistrar Регистрирует провайдер идентификации (idP). RTCIdentityProvider Активирует возможность браузеру запросить создание или проверку обяъвления идентификации. RTCIdentityAssertion Представляет идентификатор удаленного узла текущего соединения. Если узел еще не установлен и подтвержден, ссылка на интерфейс вернет null . После установки не изменяется. RTCIdentityEvent Представляет объект события объявление идентификатора провайдером идентификации (idP). Событие объекта типа RTCPeerConnection . Один тип передается этому событию identityresult . RTCIdentityErrorEvent Представляет объект события ошибки, связанной с провайдером идентификации (idP). Событие объекта типа RTCPeerConnection . Два типа ошибки передаются этому событию: idpassertionerror и idpvalidationerror . Руководства Обзор архитектуры WebRTC Под API, который применяют разработчики, чтобы создавать и использовать WebRTC, расположен набор сетевых протоколов и стандартов соединения. Этот обзор - витрина этих стандартов. WebRTC позволяет вам организовать соединение в режиме узел-узел для передачи произвольных данных, аудио-, видео-потоков или любую их комбинацию в браузере. В этой статье мы взглянем на жизнь WebRTC-сессии, начиная с установки соединения и пройдем весь путь до его завершения, когда оно больше не нужно. Обзор WebRTC API WebRTC состоит из нескольких взаимосвязанных программных интерфейсов (API) и протоколов, которые работают вместе, чтобы обеспечить поддержку обмена данными и медиа-потоками между двумя и более узлами. В этой статье представлен краткий обзор каждого из этих API и какую цель он преследует. Основы WebRTC Эта статья проведет вас через создание кросс-браузерного RTC-приложения. К концу этой статьи вы должны иметь работающий дата- и медиа-канал, работающий в режиме точка-точка. Протоколы WebRTC В этой статье представлены протоколы, в дополнение к которым создан API WebRTC. Это руководство описывает как вы можете использовать соединение узел-узел и связанный
Похожие публикации