Курсовая работа: Средства создания Web-приложений. Web-приложения Расширяемая среда хостинга и управления жизненным циклом web-приложений

НЕДОСТАТКИ САЙТОВ Несоответствие сайта психофизиологическим требованиям, которое приводит к повышенной утомляемости или отвлечению внимания q увлечение анимацией, графическими изображениями и видео фрагментами, которые не несут смысловой нагрузки q избыточность или недостаток представленной информации q некорректный выбор средств разработки, который влечет за собой необоснованное повышение стоимости готового продукта. q 3

ТРЕБОВАНИЯ К САЙТУ Сайт должен быть удобен в использовании – страницы должны загружаться как можно быстрее, а сам ресурс должен обладать логичной и понятной структурой. Только в таком случае можно рассчитывать на то, что посетитель заинтересуется предоставленной информацией и задержится на сайте. 4

WEB-ПРИЛОЖЕНИЕ Web-приложение это приложение, которое работает с помощью web-браузера по сети Internet или Intranet. Это также компьютерная прикладная программа, пользовательский интерфейс (UI), который кодируется на языках понятных браузерам (HTML, CSS, Java. Script и пр.). 5

WEB-КЛИЕНТ (БРАУЗЕР) Web обозрева тель или браузер (browser) – это программное обеспечение для запроса web -страниц, их обработки, вывода и перехода от одной страницы к другой. 6

WEB-СЕРВЕР (HTTP СЕРВЕР) Компьютерная программа, отвечающая за принятие HTTP запросов от клиента и отправляющая им HTTP ответ некоторым набором данных, которые обычно являются HTML документами или связанными с ними объектами. 7

HTTP ЗАПРОС В HTTP запросе содержится указание на ресурс: HTML страница текстовый файл (txt, doc, pdf) графический файл мультимедиа файл (звук, видео) выполняемый файл (exe или dll) файл со скриптами (asp, aspx, php, jsp и т. д.) 8

ДЕЙСТВИЯ СЕРВЕРА НА ЗАПРОС Отправка файла запуск на выполнение exe-программы или dllмодуля и отправка полученного результата клиенту передача на обработку файла со скриптами программам обработки скриптов на сервере и отправка клиенту полученного результата. 9

КАСКАДНЫЕ ТАБЛИЦЫ СТИЛЕЙ (CASCADING STYLE SHEETS) Таблица стилей это набор правил, который сообщают браузеру, как выполнять отображение документа. Каждое такое правило состоит из двух частей: селектора (selector), который указывает HTML тег, к которому данное правило должно применяться описателя стиля (style declaration), описывающего свойства стиля, который должен присоединяться к указанному в селекторе HTML тегу. 12

КАСКАДНЫЕ ТАБЛИЦЫ СТИЛЕЙ Селекторы – специальные указатели на теги, к которым нужно применить css-правило. В качестве селектора можно использовать имя класса. Удобство таких селекторов в том, что можно присвоить одно имя класса множеству html-тегов в документе и затем управлять их внешним видом, обращаясь к ним по имени класса. К любому HTML-тегу можете применить идентификатор (ID). ID должен быть уникален в рамках html-документа. 14

КАСКАДНЫЕ ТАБЛИЦЫ СТИЛЕЙ strong {font-weight: normal; color: red; } h 1 { font: bold 10 pt verdana; } . my. Class { font: bold 10 pt verdana; } #my. Object { margin: left; } /* изменяем поля для тега, у которого id=”my. Object” */ span#today { margin: left; } /* изменяем поля для тега span, у которого id=”today” */ 15

Понятие и классификация web технологий. Требования к web приложениям. Проведение оценочных работ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ WEBПРИЛОЖЕНИЙ 16

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Информация, доступная пользователям Internet, располагается на Web-серверах. Значительная часть этой информации организована в виде Web-сайтов. Каждый из них имеет свое имя (адрес) в Internet. Web-сайт – это информация, представленная в определенном виде, которая располагается на Web-сервере и имеет свое имя. Для просмотра Web-сайтов на компьютере пользователя используются специальные программы, которые называются браузерами. 17

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Современные web-приложения - это, в основном, порталы, предоставляющие услуги. Одно из неудобств подобных сервисов - сложность обмена информацией между компаниями. 18

КЛАССИФИКАЦИЯ - ПУБЛИЧНЫЕ ПОРТАЛЫ Yahoo, Lycos, Excite, Rambler. Такие порталы нередко являются результатом развития поисковых систем. Предназначены для широкой аудитории. Информация предоставляемая ими носит общий характер, равно как и предоставляемые услуги (электронная почта, новостные рассылки и так далее). 20

КЛАССИФИКАЦИЯ - ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ПОРТАЛЫ Предназначены для специфических видов рынка и обслуживает аудиторию, пользующуюся услугами этого рынка или работающую на нем. Примеры таких порталов: туристические агентства, предоставляющие услуги по бронированию мест в гостиницах, заказу и доставке билетов, доступу к картам и сведениям об автомобильных маршрутах порталы типа business-to-business, позволяющие своим клиентам реализовывать совместные бизнес-операции: выбирать поставщиков и осуществлять закупку товаров, проводить аукционы. 21

КЛАССИФИКАЦИЯ - КОРПОРАТИВНЫЕ ПОРТАЛЫ Предназначены для сотрудников, клиентов и партнеров одного предприятия. Пользователи такого портала получают доступ к предназначенным им сервисам и приложениям в зависимости от их роли и персонального профиля. 22

КЛАССИФИКАЦИЯ - ДРУГИЕ WEBПРИЛОЖЕНИЯ Региональные Интернет-порталы. Поисковые системы. Каталог - это коллекция ссылок на сайты. Электронные доски объявлений. Форумы. Чаты. Серверы почтовых рассылок. Интернет-магазины и аукционы. 23

ЭТАПЫ ПРОЕКТА Анализ целей сайта и функций, которые будут предложены пользователю. Построение информационной архитектуры сайта. Дизайн навигации и страниц. 25

КАРТА САЙТА Страница с отображением карты по размеру не должна превышать двух страниц на экране пользователя. Наиболее эффективно использование карты со статическим отображением информационной архитектуры. На карте необходимо отображать не только текущее положение пользователя на сайте, но и те разделы, которые он уже посещал. 26

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА На главной странице чётко прописываются цели компании. Каждый элемент дизайна должен позволять пользователю разобраться с последовательностью действий для решения своих задач. 27

КОНТЕНТ Выделение ключевых слов грамотно составленные заголовки списки с маркерами один абзац на одну идею стиль перевёрнутой пирамиды (статья начинается с заключения) меньшее количество слов, чем в обычной статье минимум мало понятных терминов указание даты создания сообщения контекстную информацию атрибута " ALT 28

ССЫЛКИ Пользователь должен знать, что произойдёт, если он нажмет на ссылку ссылки в тексте должны быть цветными или подчёркнутыми цвет посещённых и не посещённых ссылок должен отличаться не допускать появления ломаных ссылок. 30

ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ РАБОТ Для проведения оценочной работы необходимо привлечь от трёх до пяти участников. Каждый из них производит работу индивидуально. После чего их результаты сравниваются. Тест проводится в два этапа: понимание работы интерфейса концентрация внимания на определённых элементах. 33

HTML (HYPERTEXT MARKUP LANGUAGE) Язык гипертекстовой разметки (Hyper. Text Markup Language) используется для описания содержания web-страницы и ее форматирования. HTML страница состоит из текста и изображений, а также специальных элементов, называемых тегами (tags). Браузер отображает части страницы в соответствии с заданными параметрами или определяет связи элементов содержания с другими страницами. 35

PHP (PERSONAL HYPERTEXT PROCESSOR) Это работающий на стороне сервера встроенный язык сценариев, позволяющий разработчикам быстро и эффективно строить динамические web-приложения. Возможности РНР - поддержка регулярных выражений, средства работы с массивами, объектно-ориентированная методология и поддержка работы с базами данных. Одним из главных достоинств РНР является тот факт, что он интегрируется в HTML, Java. Script, WML, XML и другие языки. 36

JAVASCRIPT Это объектно-ориентированный язык разработки клиентских и серверных приложений. Основные области применения Java. Script: динамическое создание документа с помощью сценария оперативная проверка достоверности заполняемых пользователем полей форм HTML до передачи их на сервер создание динамических HTML-страниц совместно с каскадными таблицами стилей и объектной моделью документа взаимодействие с пользователем при выполнении локальных задач, решаемых приложением Java. Script, встроенном в HTML-страницу. 37

VBSCRIPT Функциональные возможности сценариев, написанных на VBScript, ничем не отличаются от возможностей сценариев Java. Script: динамические создание документа или его частей, перехват и обработка событий и так далее. VBScript используется для написания сценариев клиента (в этом случае браузер должен иметь встроенный интерпретатор этого языка), а также для написания сценариев на сервере (в этом случае сервер должен поддерживать язык VBScript). 38

DREAMWEAVER Поддерживает чистый HTML код, а также последние расширения DHTML и CSS содержит средства автоматического управления связями динамическая проверка для различных браузеров имеет библиотеку элементов, например панель навигации, дескриптор авторского права и др. 39

DREAMWEAVER (2) Применяется для добавления на страницы различных мультимедиа-файлов и интерактивных элементов. Программа Dreamweaver не имеет собственных средств создания изображений. В ней представлены лишь простейшие инструменты их редактирования. 40

FIREWORKS Fireworks это редактор графики с возможностью её дальнейшей оптимизации и размещения в сети. Можно создавать и редактировать как векторную, так и растровую графику в пределах одного файла. Fireworks генерирует HTML - код и Java. Script и может создавать динамические меню и навигационные панели. Имеется возможность редактировать макеты страниц, создавать активную графику, реагирующую на курсор, не зная языка программирования. 41

FLASH Для Flash характерна векторная графика и анимация, хотя можно манипулировать или отображать растровую графику, монтировать видеоматериал и манипулировать звуковыми файлами. В пользу Flash маленький размер получающихся файлов, использование векторного формата изображений, сжатие растровых и звуковых файлов. Мощный событийно-управляемый язык Action. Script это язык программирования с поддержкой условий, циклов, массивов, функций и классов, которые можно наследовать. 43

PHOTOSHOP Самая популярная программа редактирования изображений. С её помощью можно создавать высокохудожественные изображения. Она содержит всё необходимое для создания и редактирования профессиональной графики. 44

CORELDRAW При построении векторных изображений линии и фигуры накладываются, пока не получится окончательное изображение. Каждый объект можно редактировать независимо от остальных - одно из немногочисленных преимуществ объектного подхода. В программе векторные рисунки линий, фигур и текста задаются математическими выражениями, что дает возможность автоматически настраивать их на максимальное разрешение устройства вывода. Еще одно преимущество векторных рисунков состоит в том, что для них не требуется много места на диске. 45

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Рассмотрение понятия и классификации Web-технологий. Основные требования к созданию главной страницы сайта, раздела "О нас", контента, привязанности. Определение направлений использования языков программирования HTML, PHP, JavaScript, VBScript, Perl.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2010

    Исследование возможностей и областей использования языка программирования JavaScript. Сравнительный анализ языков программирования JavaScript и PHP. Разработка интерактивного Web-приложения на примере теста по теме "Программирование на языке Delphi".

    практическая работа , добавлен 04.02.2015

    Сравнительная характеристика, возможности и функции языков программирования JavaScript и PHP. Основные области их использования. Разработка интерактивного Web-приложения с применением JavaScript на примере теста по теме "Программирование на языке Delphi".

    курсовая работа , добавлен 01.07.2014

    Функции технологии Ajax разработки Web-приложений: выполнение HTTP-запросов в клиентской части и анализ ответа XML-сервера. Создание данных объекта XMLHttpRequest для разных браузеров. Обработка с помощью сервлета. Функциональность задач в Ajax.

    лабораторная работа , добавлен 06.06.2009

    Структура и устройство метода AJAX, а также история его возникновения и развития. Инструментарий разработки AJAX-приложений. Безопасность AJAX-приложений и способы их решения. Разработка дизайна оформления клиентской и администраторской частей портала.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2011

    Применение языков программирования в web-разработках. Создание документа с поддержкой гипертекста с помощью HTML. Использование JavaScript для программного доступа к объектам приложений. Perl - процедурный язык программирования; псевдообъектный язык PHP.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2013

    Средства разработки, ориентированные на конкретные СУБД. Наиболее известные приложения на основе Eclipse Platform. Проект NetBeans IDE, его возможности. KDevelop - свободная интегрированная среда разработки для UNIX-подобных операционных систем.

    реферат , добавлен 14.04.2014

    Структура и история развития технологии AJAX. Устройство метода AJAX. Инструментарий разработки веб-приложений. Разработка и создание информационного портала по языкам программирования с использованием технологии AJAX. Информационное содержание портала.

    дипломная работа , добавлен 05.06.2011


Введение............................................................................................................ 2

1. Клиентские технологии................................................................................. 4

HTML............................................................................................................. 4

JavaScript....................................................................................................... 4

VBScript......................................................................................................... 5

Приложения Macromedia Flash..................................................................... 5

Ajax................................................................................................................ 6

2. Серверные технологии.................................................................................. 8

PHP................................................................................................................. 8

Perl.................................................................................................................. 8

Python............................................................................................................ 8

ASP................................................................................................................. 9

3. Сравнительный анализ сред создания Web-приложений.......................... 11

Macromedia Dreamweaver............................................................................ 11

Microsoft FrontPage..................................................................................... 12

Adobe GoLive CS......................................................................................... 13

Заключение...................................................................................................... 15

Глоссарий........................................................................................................ 17

Список использованных источников.............................................................. 18

Влияние глобальной компьютерной сети Internet на современный мир не имеет исторических аналогов. Его сегодняшний день – это начало эпохи электронного проникновения во все сферы человеческой жизни, это нечто большее, чем просто маркетинговая кампания, это основа новой философии и новой деловой стратегии.

Вполне логично предположить, что и с точки зрения рекламы продукции или услуги Интернет – наиболее значимый ресурс. Большинство современных людей пользуются Интернетом, как наиболее доступным источником информации.

Web-технология полностью перевернула представления о работе с информацией, да и с компьютером вообще. Оказалось, что традиционные параметры развития вычислительной техники - производительность, пропускная способность, емкость запоминающих устройств - не учитывали главного "узкого места" системы - интерфейса с человеком. Устаревший механизм взаимодействия человека с информационной системой сдерживал внедрение новых технологий и уменьшал выгоду от их применения. И только когда интерфейс между человеком и компьютером был упрощен до естественности восприятия обычным человеком, последовал беспрецедентный взрыв интереса к возможностям вычислительной техники.

Создание Web-сайтов является одной из важнейших технологий разработки ресурсов Internet. Хороший сайт, вбирая в себя всю полезную информацию, является лучшей визитной карточкой и коммерческой фирмы и образовательного учреждения, работая на них в любое время суток.

Проведя анализ нескольких сайтов обеспечивающих информационную поддержку предприятий малого бизнеса на предмет соответствия их поставленным целям, а так же корректности выбора средств разработки можно выделить следующие характерные недостатки:

· не соответствие сайта психофизиологическим требованиям, которое приводит к повышенной утомляемости или отвлечению внимания;

· увлечение анимацией, графическими изображениями и видео фрагментами, которые не несут смысловой нагрузки, автоматически влечет за собой уменьшение количества потенциальных посетителей web-сайта, так как повышает требования к пропускной способности Интернет-соединения и объем трафика;

· избыточность или недостаток представленной информации;

· некорректный выбор средств разработки, который влечет за собой необоснованное повышение стоимости готового продукта.

Таким образом, определение функциональных возможностей средств и языков для разработки сайта, предъявляемых к текстовой и графической информации представленной на экране монитора представляется актуальной задачей.

К тому же сейчас, когда число онлайновых пользователей оценивается более чем в 500 миллионов человек, приходится искать пути использования новых технологий, которые могли бы оказать содействие в привлечении и удержании внимания пользователей.

Предмет исследования – web-технологии.

Объект – среды и языки разработки web-приложений.

Цель работы – рассмотреть возможности практического использования языков и средств для разработки web-приложений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1) рассмотреть основные клиентские технологии;

2) определить области применения языков программирования для разработки web-приложений;

3) проанализировать функциональные возможности сред по созданию web-приложений.

HTML

Язык разметки гипертекста (Hypertext Markup Language), или, как его чаще называют, HTML, - это компьютерный язык, лежащий в основе World Wide Web. Благодаря языку HTML любой текст можно разметить, преобразовав его в гипертекст с последующей публикацией в Web.

Язык HTML имеет собственный набор символов, с помощью которых Web-браузеры отображают страницу. Эти символы, называемые дескрипторами, включают в себя элементы, необходимые для создания гиперссылок .

Одной из отличительных особенностей HTML-документов является то, что сам документ содержит только текст, а все остальные объекты встраиваются в документ в момент его отображения Браузером с помощью специальных тэгов и хранятся отдельно. При сохранении HTML-файла в месте размещения документа создается папка, в которую помещаются сопутствующие ему графические элементы оформления .

JavaScript

Язык программирования JavaScript разработан фирмой Netscape для создания интерактивных HTML-документов. Это объектно-ориентированный язык разработки встраиваемых приложений, выполняющихся как на стороне клиента, так и на стороне сервера. Синтаксис языка очень похож на синтаксис Java – поэтому его называют – Java-подобным.

Основные области применения JavaScript делятся на следующие категории:

· динамическое создание документа с помощью сценария;

· оперативная проверка достоверности заполняемых пользователем полей форм HTML до передачи их на сервер;

· создание динамических HTML-страниц совместно с каскадными таблицами стилей и объектной моделью документа;

· взаимодействие с пользователем при решении "локальных" задач, решаемых приложением JavaScript, встроенном в HTML-страницу .

VBScript

Язык создания сценариев VBScript разработан фирмой Microsoft, является подмножеством достаточно распространенного в среде программистов языка Visual Basic разработки прикладных программ Windows-приложений. Как и его родитель, язык VBScript достаточно прост и лёгок в изучении.

Преимуществом его применения для создания сценариев является возможность использования, с небольшими корректировками, ранее написанных процедур на языках Visual Basic и Visual Basic for Application.

Функциональные возможности сценариев, написанных на VBScript, ничем не отличаются от возможностей сценариев JavaScript: динамические создание документа или его частей, перехват и обработка событий и так далее.

VBScript используется для написания сценариев клиента (в этом случае браузер должен иметь встроенный интерпретатор этого языка), а также для написания сценариев на сервере (в этом случае сервер должен поддерживать язык VBScript).

Для создания сценариев клиента используется набор объектов, аналогичный набору JavaScript. Объекты клиента и сервера отличаются друг от друга, но существует общая часть (ядро) объектов, используемых при разработке как сценариев клиент, так и сценариев сервера .

Приложения Macromedia Flash

Технология Flash основана на использовании векторной графики в формате Shockwave Flash (SWF) разработанная компанией Macromedia®. Основным преимуществом Flash технологии является его межплатформенность, то есть этот формат может использоваться на любой аппаратно-программной платформе. И еще одна весомая особенность Flash технологии: созданные на его основе изображения могут быть не только анимированы, но еще и дополнены интерактивными элементами и звуковым сопровождением.

Особенностью технологии Flash является тот факт, что она вполне может заменить обыкновенную страницу, написанную на html. Но здесь открываются существенные преимущества технологии Flash перед языком HTML.

Интересны возможности языка ActionScript, а также интеграция его и самого конечного продукта с другими языками программирования и базами данных. Конечный продукт - это так называемый flash-ролик, которые представляет собой элемент active-x, который существует как самостоятельное приложение, и который, встраивается в html-документ по средствами включения его в тело документа как объекта active-x. Разумеется, для проигрывания такого ролика от браузера потребуется наличие установленного plug-in"а, но это не является проблемой, т.к. почти всё браузеры уже имеют предустановленный flash-plug-in, а если такового всё же в системе не имеется, то произойдёт автоматическая его загрузка с сервера производителя. Для достижения более сложной интерактивности Flash может взаимодействовать с JavaScript или VBScript.

Организация ссылок внутри flash-ролика может происходить как обычно, т.е. пряма ссылка на какой либо документ/cgi-шлюз, либо ссылка может приводить к загрузке новых роликов, которые могут содержать данные, и которые будут являть аналогом документов, загружаемых по щелчку на обыкновенную html-ссылку. Ссылка на другие ролики происходит внутри ролика, текст ссылки не покидает пределов ролика, его нельзя скопировать, либо просмотреть в строке состояния. Также перемещение по таким ссылками не будет вызывать перезагрузку главной страницу, в которую вставлен flash-ролик.

Ajax

Ajax расшифровывается как Asynchronous Javascript And XML (Асинхронные Javascript и XML) и технологией в строгом смысле слова не является. Если в стандартном web-приложении обработкой всей информации занимается сервер, тогда как браузер отвечает только за взаимодействие с пользователем, передачу запросов и вывод поступившего HTML, то в Ajax-приложении между пользователем и сервером появляется еще один посредник - движок Ajax. Он определяет, какие запросы можно обработать "на месте", а за какими необходимо обращаться на сервер.

Поведение сервера тоже изменилось. Если раньше на каждый запрос сервер выдавал новую страницу, то теперь он отсылает лишь те данные, которые нужны клиенту, а HTML из них прямо в браузере формирует движок Ajax.

Асинхронность проявляется в том, что далеко не каждый клик пользователя доходит до сервера, причем обратное тоже справедливо - далеко не каждая реакция сервера обусловлена запросом пользователя. Большую часть запросов формирует движок Ajax, причем его можно написать так, что он будет загружать информацию, предугадывая действия пользователя.

Где стоит использовать Ajax:

· Формы. Они очень медленны. Если асинхронно передавать данные, страница не перезагружается.

· Навигация в виде "дерева".

· Фильтры. Часто на сайтах делают сортировку по дате, по имени. Ajax это будет значительно удобнее.

PHP

В первую очередь PHP используется для создания скриптов, работающих на стороне сервера, для этого его, собственно, и придумали. PHP способен решать те же задачи, что и любые другие CGI-скрипты, в том числе обрабатывать данные html-форм, динамически генерировать html страницы и тому подобное. Но есть и другие области, где может использоваться PHP.

Вторая область – это создание скриптов, выполняющихся в командной строке. То есть с помощью PHP можно создавать такие скрипты, которые будут исполняться, вне зависимости от web-сервера и браузера, на конкретной машине.

И последняя область – это создание GUI-приложений (графических интерфейсов), выполняющихся на стороне клиента .

Perl

Наиболее широко Perl используется для разработки инструментов системного администрирования, однако в последнее время он получил огромную популярность в области разработки Интернет-приложений: CGI-сценариев, систем автоматической обработки электронной почты и поддержки узлов Web.

Вот некоторые примеры задач, которые можно решать с помощью Perl:

· проверка пользователей Windows NT на несоответствие их статуса и возможностей;

· управление NT-сервисами из командной строки и дистанционно с локальной машины получение статистических данных на отдельной машине;

· может работать и с протоколом FTP;

· системная поддержка UNIX и Windows.

Python

Питон – это объектно-ориентированный, интерпретируемый, переносимый язык сверхвысокого уровня. Программирование на Питоне позволяет получать быстро и качественно необходимые программные модули. Интерпретатор Питона может быть перенесён на любую платформу, будь то Unix, Windows, Linux, RiscOS, MAC, Sun. При написании кода на Питоне вы не должны заботиться о конечной платформе, кроме тех случаев, когда вы используете специфические модули для данной системы. Таким образом, Питон представляет серьёзную угрозу для Java, обеспечивая лёгкую переносимость, одновременно сочитая в себе средства доступа к ресурсам операционной системы. В отличие от Java Питон не столь строг к использованию объектов, но реализуются они столь просто, что любой программист легко понимает сущность объектно-ориентированного подхода. Кроме этого, модули Питона могут быть с лёгкостью использованы в ваших программах на С++ и, если вы знаете этот язык программирования, то освоение Питона будет для вас тривиально. Питон идеален в качестве cgi скриптов для веб-страниц, так как использует быстрый, эффективный и мощный интерпретатор. Питон может служить как в качестве языка для обучения, так и в качестве языка для разработки больших систем. Он прост, мощен и его очень легко освоить. Программы на Питоне можно написать в два раза быстрее, чем на Си, используя структуры высокого уровня, но по мощности он приближается к С++, избегая недостатков его безопасности и средств, черезмерно усложняющих язык(указатели).

ASP

Active Server Pages это среда программирования, которая обеспечивает возможность комбинирования HTML, скриптов и компонент для создания динамических Web-приложений. Возможность встраивания в Web-страницы скриптов (кода, написанного на языке программирования, например, VBScript или JScript) позволяет логичным образом объединить оформление с данными, полученными из различных источников, например, из БД.

Идеология создания современных Web-приложений заключается в инкапсуляции бизнес-логики в отдельные компоненты, написанные по технологии COM. Технология ASP в данном случае является связующим звеном между этими компонентами и интерфейсом Web-приложения.

Использование Active Server Pages не требует специфичных браузеров. Все ASP-скрипты запускаются и выполняются на Web-сервере, причем брaузер получает только результирующие HTML-файлы. Microsoft Internet Information Server, начиная с версии 3.0, поддерживает Active Server Pages.
Рассмотрим последовательность функционирования ASP. Клиент запрашивает ASP-страницу на Web-сервере. Сервер принимает запрос и начинает его обрабатывать. По расширению файла (.asp) определяет, что данный файл содержит ASP-скрипт, и начинает анализировать его содержимое, последовательно интерпретируя и выполняя вставки ASP-кода. ASP-код, в свою очередь, может содержать обращения к различным источникам данных, осуществлять обработку полученных данных и добавлять содержимое генерируемой страницы. В результате формируется обычная HTML-страница (уже не содержащая ASP-кода), которая и отправляется обратно клиенту.

Внешне ASP функционирует также, как CGI. Аналогичным образом передаются параметры и осуществляется вывод результатов. Однако производительность ASP оказывается гораздо выше, т. к. при каждом запросе не происходит отдельной загрузки ASP-интерпретатора. Использование компонент ActiveX также значительно повышает производительность Web-сервера.

В настоящее время во всемирной паутине размещено несколько миллионов Web-сайтов и их число постоянно растет. У каждого есть возможность не только просмотреть любой из них и извлечь полезную для себя информацию, но и принять активное участие в их создании. Большое значение при этом имеет среда, в которой будет происходить разработка.

Macromedia Dreamweaver

Компания Macromedia продолжает делать Dreamweaver интуитивно понятной и простой в использовании программой. Мощные средства с одной стороны и простота в использовании – с другой, делают продукты Macromedia идеальными программным пакетом, как для профессиональных web-дизайнеров, так и для новичков. Продукты, входящие в пакет Macromedia, такие как: Flash, Firework, Dreamweaver - сделают работу более продуктивной, и при этом могут заменять друг друга (так, например, в любой из них можно создать кнопки). Такие продукты как: Sitespring, FreeHand – добавит эффективности при работе с клиентом.

У Dreamweaver множество плюсов:

1. Программа Dreamweaver поддерживает "чистый" HTML код, а также последние расширения DHTML и CSS.

2. Содержит прекрасные средства автоматического управления связями, то есть при любом перемещении файлов в среде, все связи восстанавливаются автоматически. Предусмотрена блокировка разделов страницы для их защиты от неумышленной порчи.

3. Позволяет отменить изменения, сделанные несколько шагов назад (однако после сохранения страницы отменить изменения будет невозможно).

4. Применяется "Динамическая проверка для различных браузеров".

5. Поддерживает расширения, как сторонних разработчиков, так и самой Macromedia (более 500).

С Dreamweaver поставляется библиотека элементов, которые можно применять на WEB-страницах, например панель навигации, дескриптор авторского права и др.

Применяется для добавления мультимедийных средств на web-страницы и различных типов файлов от Flash и Java до RealAudio, интерактивных элементов, таких как поисковые системы, форумы, системы электронной коммерции.

Программа Dreamweaver не имеет собственных средств создания изображений. В ней представлены лишь простейшие инструменты редактирования, поэтому для создания и редактирования изображений нам понадобятся специальные графические редакторы.

Dreamweaver позволяет убрать лишний код из приложений Microsoft, после чего страницы станут быстрее грузиться и лучше отображаться в разных браузерах.

Microsoft FrontPage

Является наиболее популярным HTML-редактором на рынке, главным образом за счёт популярности пакета Microsoft Office. В программе предлагаются мощные функции и привлекательный пакет программ, включая Image Composer, который предназначен для создания изображений (Приложение В). Во FrontPage также содержатся WEB-компоненты, необходимые для добавления интерактивных свойств web-узлу. Microsoft FrontPage является классическим WYSIWYG-редактором, в котором, однако, присутствует возможность ручной правки кода .

В программе имеется три режима работы с документом: Normal, HTML и Preview.

В режиме Normal, web-страницы представляют собой обычный текстовый файл с возможностью редактирования всех элементов - от текста до картинок.

В режиме HTML осуществляется подсветка синтаксиса, однако довольно посредственную - дескрипторы выделены, синим цветом, все остальное - черного цвета.

В режиме Preview можно посмотреть, как будет выглядеть ваша страница в окне браузера.

FrontPage имеет конструктор таблиц, существенно облегчающий их создание. Одним из основных преимуществ программы является большое количество имеющихся шаблонов, позволяющих пользователю не ломать голову над дизайном своего проекта. Выбрав необходимый шаблон, можем приступать непосредственно к наполнению страницы контентом. Вот тут то и ощущается вся прелесть FrontPage: процесс создания HTML-страницы ничем не отличается от создания обычного текстового документа в Microsoft Word. Нам доступны те же средства для редактирования текста, смены его форматирования, создания и редактирования таблиц, вставки различных объектов и изображений и всё это без знания HTML. FrontPage делит рабочую область на несколько блоков, содержащих определенные элементы страницы - рисунки, текст, заголовки и проч. Для каждого блока можно назначить свои параметры форматирования и расположения его относительно страницы.

Минусы: небольшой набор инструментов разработки, невозможность отдельного приобретения программы. Microsoft FrontPage неплохо подойдет в качестве HTML-редактора на первое время, однако с ростом потребностей его возможностей может не хватить. Есть и обратная сторона медали - сложность и громоздкость полученного кода, что естественно, сказывается на конечном размере документа. Также в дальнейшем будет весьма сложно вносить изменения в подобный документ. Но это скорее недостаток не конкретного продукта, а практически всех WYSIWYG-редакторов (What You See Is What You Get - "что видите, то и получите").

Web-компоненты работают только в том случае, если на web-сервере, который используется, присутствуют соответствующие им программы.

Adobe GoLive CS

Adobe GoLive CS - это универсальное многофункциональное профессиональное средство для создания, построения и управления Web-сайтами.

Adobe GoLive CS содержит полный набор средств для создания профессиональных Web-сайтов, обеспечивает возможность создания индивидуального дизайна, высокую продуктивность для коллективной работы и поддержку современных индустриальных стандартов.

В GoLive реализованы автоматическая проверка синтаксиса HTML-кода и его совместимости с различными версиями Internet Explorer и Netscape Navigator. При обнаружении тэгов, которые не поддерживаются тем или иным браузером, программа сообщает об этом.

В программе также имеется функция автоматического распознавания и завершения написания операторов (code-completion engine), которая действует для CSS, JavaScript, PHP, SMIL, SVG и XML.

Помимо этого доступны такие функции, как настраиваемая подсветка синтаксиса, редактор библиотеки тэгов (чтобы редактировать и индивидуализировать библиотеки тэгов), средства сравнения кодов (Source code difference checking) и средство оптимизации (очистки) кода.

Что касается мультимедиа, то в последней версии GoLive CS произведен целый ряд усовершенствований, включая поддержку QuickTime, XHTML, более совершенную работу с PDF-файлами. Поддержка XHTML позволяет конвертировать существующие HTML-файлы в рабочие XHTML-страницы для Web и мобильных устройств.

Программа предоставляет возможность создания, редактирования и коррекции сложных таблиц с точностью до пиксела в привычном drag-and-drop-режиме.

Разработчикам доступны многочисленные, заранее спроектированные элементы дизайна. Программа обеспечивает возможность выбора из 58 профессионально разработанных темплейтов, которые идеально подходят для галерей изображений, бизнес-сайтов, сайтов электронной коммерции и т.п., а также возможность выбора из 35 профессиональных CSS-стилей.

С появлением web-технологии компьютер начинают использовать совершенно новые слои населения Земли. Можно выделить две наиболее характерные группы, находящиеся на разных социальных полюсах, которые были стремительно вовлечены в новую технологию, возможно, даже помимо их собственного желания. С одной стороны, это были представители элитарных групп общества - руководители крупных организаций, президенты банков, топ - менеджеры, влиятельные государственные чиновники. С другой стороны, это были представители широчайших слоев населения - домохозяйки, пенсионеры, дети.

Спектр социальных групп, подключающихся к сети Интернет и ищущих информацию в WWW, все время расширяется за счет пользователей, не относящихся к категории специалистов в области информационных технологий. Это врачи, строители, историки, юристы, финансисты, спортсмены, путешественники, священнослужители, артисты, писатели, художники. Список можно продолжать бесконечно. Любой, кто ощутил полезность и незаменимость Сети для своей профессиональной деятельности или увлечений, присоединяется к огромной армии потребителей информации во "Всемирной Паутине".

С развитием технологий гипертекстовой разметки в Интернете стало появляться всё больше сайтов, тематика которых была совершенно различной – от сайтов крупных компаний, повествующих об успехах компании и её провалах, до сайтов маленьких фирм, предлагающих посетить их офисы в пределах одного города.

Развитие Интернет-технологий послужило толчком к появлению новой ветки в Интернете – Интернет - форумов. Стали появляться сайты, и даже целые порталы, на которых люди со всех уголков планеты могут общаться, получать ответы на любые вопросы и, даже, заключать деловые сделки.

Создание сайта представляет собой маркетинговый шаг, направленный на создание информационного ресурса, который предоставит возможность для компании как удержать старых клиентов, так и привлечь новых.

Создание и разработка сайтов включает:

· утверждение первоначального технического задания на разработку сайта;

· определение структурной схемы сайта - расположение разделов, контента и навигации;

· web-дизайн - создание графических элементов макета сайта, стилей и элементов навигации;

· разработка программного кода, модулей, базы данных и других элементов сайта необходимых в проекте;

· тестирование и размещение сайта в сети интернет.

Существует множество средств для создания web-сайтов, но лишь некоторые из них способны предоставить разработчикам инструменты для решения подавляющего большинства стоящих перед ним задач. При разработке web-сайта из всех современные web-технологий, позволяющих создавать интерактивные web-страницы, необходимо выбрать наиболее подходящие для выполнения поставленных на первоначальном этапе задач.

Определение

Web-дизайн

это оформление web -страниц

Web-сервис

услуги, которые предоставляются в Интернете с помощью специальных программ

специальная программа просмотра гипертекстового документа

Гипертекст

это способ хранения и манипулирования информацией, позволяющий устанавливать связи между любыми "информационными единицами". Связь между информационными единицами осуществляется по гиперссылкам.

это выделенный фрагмент текста, с помощью которого осуществляется переход от одного документа к другому. Обычно гиперссылки выделяют цветом и подчеркиванием

Доменное имя

адрес сетевого соединения (например, www.zenon.net), который идентифицирует владельца адреса

наполнение сайта. Контент сайта соотносится с дизайном, как содержание с формой

программный компонент-прибавка к браузеру, позволяющий реализовать дополнительные функции

сайт, с которого человек регулярно начинает свою работу в Интернете

это место в Интернете, которое определяется своим адресом, имеет своего владельца и состоит из web -страниц

это система условных обозначений, которые вносятся в WWW документ и информируют о том, как данный документ должен выглядеть и как он должен быть связан с другими документами

это элемент web-страницы, предназначенный для ввода информации. Поля формы могут заполняться набором текста, либо выбором значений из списка

это инструмент для общения на сайте

это информационный ресурс, состоящий из связанных между собой гипертекстовых документов (Web-страниц), размещенный на Web-сервере и имеющий индивидуальный адрес

Web-страница

это текстовый файл с расширением *.htm, который содержит текстовую информацию и специальные команды – HTML-коды, определяющие в каком виде эта информация будет отображаться в окне браузера

Язык HTML (Hypertext Markup Language)

это язык форматирования, в котором для задания параметров форматирования используется система тегов

это технология web-мультипликации и создания интерактивного контента компании от Macromedia

это протокол передачи файлов. В настоящее время практически все функции FTP доступны и через HTTP

это методика передачи web-страниц по сети Интернет

это адрес страницы в интернете. URL состоит из доменного имени, пути к странице на сайте и имени файла

1. Борисенко А.А. Web-дизайн. Просто как дважды два. – М.: Эксмо, 2008.- 320 с.

2. Бурлаков М. В. CorelDRAW 12. – СПб.; БХВ-Петербург, 2004. – 688 с.

3. Джамса Крис. Эффективный самоучитель по креативному Web-дизайну. HTML, XHTML, CSS,JavaScript, PHP, ASP, ActiveX. Текст, графика, звук и анимация. Пер с англ./Крис Джамса, Конрад Кинг, Энди Андерсон - М.: ООО "ДиаСофтЮП", 2005.- 672 с.

4. Дунаев В. Самоучитель JavaScript, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 395 с.

5. Зольников Д.С. PHP5. Как самостоятельно создать сайт любой сложности. – 2-е изд. стер. – М.: НТ Пресс, 2007. – 272с.

6. Инькова Н. А., Зайцева Е. А., Кузьмина Н. В., Толстых С. Г. Создание Web-сайтов: Учебно-методическое пособие. Ч. 5. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. – 56 с.

7. Мазуркевич А. РНР: настольная книга программиста /Александр Мазуркевич, Дмитрий Еловой. – Мн.: Новое знание, 2006. – 495 с.

8. Мак-Клелланд Дик. Photoshop 7. Библия пользователя. : Пер. с англ. – М.: Издательский дом "Вильяме", 2006. - 928 с.

9. Орлов Л. В. Web-сайт без секретов. / Л. В. Орлов. – 2-е изд. – М.: Бук-пресс, 2006. – 512 с.

10. Полонская Е.Л. Язык HTML. Самоучитель.: - М.: Издательский дом "Вильяме", 2005.- 320 с.

11. Создание Web-страниц и Web-сайтов. Самоучитель: [учеб. пособие] / под ред. В. Н. Печникова. – М.: Изд-во Триумф, 2006.- 464 с.

Форма программы курса: 1. Название. Средства эффективной разработки Web-приложений. 2. Рекомендуется студентам 2-3 курса, знакомым с основами программирования и ООП, HTML и C#. 3. Лекции - часов, лабораторные работы 4. Аннотация (200 слов max) 5. Содержание (программа) Оглавление Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Определение и структура веб- приложений. Классификация веб-приложений. .....................................................................2 Тема 2. Основы проектирования веб-приложений. Жизненный цикл веб- приложения. Тестирование под нагрузкой. ............................................................................4 Тема 3. Основы проектирования веб-приложений. Веб-сайты. Веб-сервисы......7 Тема 4. Visual Web Developer Express Edition. Общее представление о продукте как о средстве разработки динамических веб-приложений. .................................................8 Тема 5. Базовые возможности Visual Web Developer Express Edition. Разработка интерфейса пользователя........................................................................................................21 Тема 6. Особенности отладки и тестирования веб-приложения. Средства отладки веб-приложения. Точки останова, обработка исключений, инспекция переменных. 28 Тема 7. Базовые возможности Visual Web Developer Express Edition. Средства администрирования веб-сайтов..............................................................................................33 Тема 8. Защита веб-сайтов.......................................................................................37 Тема 9. Доступ к данным Visual Web Developer Express Edition. Элементы управления, связываемые с данными. ...................................................................................40 Тема 10. Дополнительные возможности Visual Web Developer Express Edition. Структура сайта и навигация. Персонализация. Технология Web parts. ...........................47 Лабораторные работы.....................................................................................................53 1 Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Определение и структура веб-приложений. Классификация веб-приложений. Курс знакомит слушателя с таким классом программ, как веб-приложения, с теоретическими основами проектирования и разработки и с техническими средствами веб-разработки. Существует несколько определений веб-приложения. Веб-приложение - совокупность программ, реализующих обработку данных в определенной области применения в среде Веб. Веб-приложение – это вспомогательные программные средства, предназначенные для автоматизированного выполнения каких-либо действий на Web-серверах. При этом они используют в качестве пользовательских интерфейсов Web-браузеры. Обычно Web- приложения создаются в разных вариантах архитектуры клиент-сервер. Веб-приложение – это приложение, выполняющееся на веб-сервере, доступ к которому осуществляется путем передачи-получения пакетов по протоколу HTTP. В данном курсе под веб-приложением понимается класс приложений, компоненты которых выполняют автоматизированную обработку данных, взаимодействуя в веб-среде. Обобщенная архитектура веб-приложения – это модель клиент-сервер, в которой компоненты приложения разделяются на клиентские и серверные, и взаимодействуют компоненты путем передачи и получения пакетов по протоколу HTTP. В качестве клиента выступает веб-браузер, а в качестве сервера – веб-сервер. HTTP-пакеты клиент сервер Рис. 1 Обобщенная архитектура веб-приложения Задачи веб-сервера – это выполнение определенного набора функций по обработке данных и предоставление интерфейса (программного или пользовательского) по протоколу HTTP для доступа к этим функциям. Серверный компонент веб-приложения получает запрос от клиента и выполняет обработку данных, после этого формирует ответ и/или веб-страницу и отправляет пакет данных клиенту по сети с использованием протокола HTTP. Серверные компоненты веб-приложения могут выступать в качестве клиента других служб (сервисов), например, базы данных или другого веб-приложения, расположенного на другом сервере. Одним из преимуществ такого подхода является то, что клиенты не зависят от конкретной операционной системы пользователя, и веб-приложения, таким образом, являются межплатформенными сервисами. Классификация веб-приложений 1. по степени связанности (сопряжения) компонентов системы: a. слабо сопряженные b. сильно связанные Степень связанности (сопряженности) компонентов системы – это степень, в которой каждый из компонентов зависит других модулей системы. Степень связанности может быть высокой (сильной) или низкой (слабой). Приложение является слабо сопряженным, если его компоненты взаимодействуют между собой по неизменным интерфейсам и не зависят от внутренней реализации каждого из компонентов. В таком приложении модификация реализации одного из компонентов не требует изменений в реализации других компонентов. В сильно связанном приложении, наоборот, функционирование одного из компонентов зависит от внутренней реализации других компонентов, и потому изменения в этих компонентах приводят к изменениям в 2 зависимом компоненте. Кроме того, отдельные компоненты сильно связанного приложения сложны для понимания, если рассматривать их без зависимых компонентов этого приложения. Также наличие сильных связей между компонентами затрудняет их независимое тестирование. 2. по количеству логических уровней в инфраструктуре приложения. a. двухуровневые b. n-уровневые Логическую структуру приложения можно разделить на три слоя - пользовательские сервисы (уровень представления), прикладные сервисы (уровень бизнес-логики) и сервисы данных. Пользовательские сервисы – это интерфейс системы с пользователем, который позволяет пользователю управлять системой, а системе – предоставлять результат действий пользователя. Прикладные сервисы реализуют бизнес- логику приложения, т.е. определяют бизнес-объекты и их взаимодействия. Таким образом прикладные сервисы реализуют алгоритмы обработки данных в соответствии запросам пользователей и бизнес-правилам. Сервисы данных обеспечивают хранение данных и методы доступа к ним. В случае, если два первых логических уровня (пользовательские и прикладные сервисы) объединены в один уровень инфраструктуры, то такое приложение имеет двухуровневую архитектуру. Если же каждому логическому уровню соответствует отдельный уровень инфраструктуры – то это трехуровневое приложение, которое является наиболее распространенным случаем n-уровневого варианта. Введение в инфраструктуру дополнительного уровня позволяет заменять или модифицировать любой из уровней при необходимости. Например, изменение операционной системы клиента на уровне представления данных потребует изменения только кода пользовательского интерфейса, бизнес-логика и уровень доступа к данным останутся неизменными. 3. по виду предоставляемой пользователю информации a. статические b. динамические Динамические приложения содержат изменяющееся информационно-значимое наполнение (контент), а статическое веб-приложение содержит неизменное наполнение. Требования к веб-приложениям Качество разрабатываемого приложения определяется тем, насколько оно соответствует тем требованиям, которые были заложены на стадии проектировании системы. Все требования к приложениям, в том числе и веб-приложениям, разделяют на функциональные и нефункциональные. Функциональные требования определяют ту функциональность системы, которую разработчики должны построить, чтобы пользователи смогли выполнить свои задачи в рамках своих бизнес-процессов. Нефункциональные требования представляют собой описание характеристик приложения, важных для пользователя при работе с системой. Рассмотрим, какие характеристики задают нефункциональные требования к системе: надежность. Формально, надежность – это свойство приложения сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения (ГОСТ 27.002-89). Т.е. требования к надежности приложения определяются условиями функционирования приложения (параметры сервера, максимальное количество пользователей приложения) и допустимыми показателями качества работы системы в этих условиях (время обработки запроса пользователя к системе, количество отказов системы). Таким образом, надежное веб-приложение должно обеспечивать доступ ко всем функциям для пользователя при любых 3 условиях (т.е. все возможные условия для данного приложения должны быть рассмотрены и учтены при проектировании системы). быстродействие приложения. Быстродействие определяется как среднее время обработки запроса пользователя к системе. Максимальным приемлемым временем отклика для веб-приложений считается 5 секунд. безопасность. Требование безопасности веб-приложения включает в себя: разграничение прав доступа к функциям и данным каждого компонента веб- приложения может, контроль уровня доступа компонентов и/или пользователей, авторизация и верификация пользователей. масштабируемость – это способность системы увеличивать свою производительность при повышенной нагрузке и добавлении ресурсов. Для пользователя масштабируемого веб-приложения должен оставаться незаметным момент (т.е. время отклика системы на запросы пользователя не должно заметно изменяться), когда возрастет нагрузка (например, к приложению получают доступ одновременно еще несколько пользователей), и при изменении конфигурации приложения (например, если на уровень бизнес-логики будет добавлен дополнительный компонент обработки данных). Более подробно о требованиях, предъявляемых к приложению, и о методах их сбора, анализа и контроля, можно прочитать в книге . Тема 2. Основы проектирования веб-приложений. Жизненный цикл веб-приложения. Тестирование под нагрузкой. Рассмотрим основные этапы создания веб-приложения. Процесс разработки веб- приложения, как и любой информационной системы, определяется понятием «жизненный цикл». Модель жизненного цикла (life cycle model) – это структура, состоящая из процессов, работ и задач, включающих в себя разработку, эксплуатацию и сопровождение программного продукта, охватывающая жизнь системы от установления требований к ней до прекращения ее использования. Основным нормативным документом, регламентирующим жизненны цикл программного обеспечения, является международный стандарт ISO/IEC 12207. Этот стандарт определяет процессы, работы и задачи, которые используются: при приобретении системы, содержащей программные средства, или отдельно поставляемого программного продукта; при оказании программной услуги, а также при поставке, разработке, эксплуатации и сопровождении программных продуктов. Структура жизненного цикла базируется на трех группах процессов: основные процессы жизненного цикла программного обеспечения (заказ, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение); вспомогательные процессы, обеспечивающие выполнение основных процессов (документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, верификация, аттестация, оценка, аудит, решение проблем); организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого ЖЦ, обучение). Жизненный цикл имеет 4 фазы: 1) анализ и планирование требований. На этом этапе определяется набор функций, которые должна выполнять система с выделением приоритетных, которые должны быть реализованы быстрее всего; проводится описание информационных потребностей системы; определяются материальные затраты, аппаратные средства и устанавливаются сроки выполнения работ. 2) проектирование системы, может происходить с использование CASE-средств. На этой стадии анализируются функций системы и связи между ними, устанавливаются требования разграничения доступа к данным, к необходимой документации, Принимается 4 ешение о разделении системы на подсистемы. Результат выполнения этапа – общая модель объектов и связей между ними, функциональная модель в целом и каждой подсистемы, точно определенные с помощью CASE-средств интерфейсы, построение прототипов экранов, диалогов, отчетов. 3) построение (реализация и тестирование системы). На этом этапе происходит разработка приложения – генерация или разработка кодов, интеграция всей системы в целом. Результат этапа – готовая система, отвечающая всем требованиям, выдвинутым на первом этапе. 4) внедрение системы и обучение пользователей. Основные виды моделей жизненного цикла: каскадная модель спиральная модель При работе по каскадной модели производится разбиение всей разработки на этапы (фазы), причем переход с одного этапа на следующий происходит только после того, как будет полностью завершена работа на текущем. Каждый этап завершается выпуском полного комплекта документации, достаточной для того, чтобы разработка могла быть продолжена другой командой разработчиков. Положительные стороны применения каскадного подхода заключаются в следующем: на каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности; выполняемые в логичной последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты. Последовательность работ в рамках каскадной модели следующая: Рис. 2 Каскадная модель жизненного цикла Каскадный подход хорошо зарекомендовал себя при построении систем, для которых в самом начале разработки можно достаточно точно и полно сформулировать все требования, с тем, чтобы предоставить разработчикам свободу реализовать их как можно лучше с технической точки зрения. В эту категорию попадают сложные расчетные системы, системы реального времени и другие подобные задачи. Однако, в процессе использования этого подхода обнаружился ряд его недостатков, вызванных прежде всего тем, что реальный процесс создания ПО никогда полностью не укладывался в такую жесткую схему. Основным недостатком каскадного подхода является существенное запаздывание с получением результатов. Согласование результатов с пользователями производится только в точках, планируемых после завершения каждого этапа работ, требования к ИС "заморожены" в виде технического задания на все время ее создания. Таким образом, пользователи могут внести свои замечания только после того, как работа над системой будет полностью завершена. Альтернативная модель – это спиральная модель жизненного цикла. Эта модель учитывает необходимость постоянного пересмотра, уточнения и оценки проектных требований. В модели делается упор на начальные этапы цикла: анализ и проектирование. На этих этапах реализуемость технических решений проверяется путем создания 5 прототипов. Каждый виток спирали соответствует созданию фрагмента или версии системы, на нем уточняются цели и характеристики проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка спирали. Таким образом, углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта и в результате выбирается обоснованный вариант, который доводится до реализации. Такой подход может быть очень эффективным при быстрой разработке небольших проектов. Он стимулирует активное взаимодействие между проектной группой и заказчиком, поскольку заказчик оценивает ход и результаты работы на протяжении всего проекта. Недостатком спиральной модели является отсутствие четких вех (контрольных точек между этапами жизненного цикла проекта), что может привести к хаотизации процесса разработки. Рис. 3 Спиральная модель жизненного цикла Microsoft была разработана методология MSF, Microsoft Solution Framework. Эта модель сочетает в себе свойства двух стандартных производственных моделей: каскадной (waterfall) и спиральной (spiral). Она сохраняет преимущества упорядоченности каскадной модели, не теряя при этом гибкости и творческой ориентации модели спиральной. Модель процессов MSF учитывает постоянные изменения проектных требований. Она исходит из того, что разработка решения должна состоять из коротких циклов, создающих поступательное движение от простейших версий решения к его окончательному виду. В методологии MSF жизненный цикл проекта разбивается на 5 фаз (этапов): 1. Фаза выработки концепции – на этом этапе происходит определение целей и границ проекта, оценка рисков проекта. 2. Фаза планирования включает в себя подготовку спецификации требований к проекту, оценку проектных затрат и сроков разработки различных составляющих проекта. 3. Фаза разработки – на этой фазе разработки проектная группа фокусируется на создании компонент решения (включая как документацию, так и программный код). Однако некоторая часть этой работы может продолжаться также на фазе стабилизации, если такая необходимость выявлена в процессе тестирования. Данная фаза также включает в себя разработку инфраструктуры. 4. Фаза стабилизации. Во время фазы стабилизации производится тестирование разработанного решения. При этом внимание фокусируется на его эксплуатации в реалистичной модели производственной среды. 5. Фаза внедрения. Во время этой фазы проектная группа внедряет технологии и компоненты решения, стабилизирует внедренное решение, передает работу персоналу поддержки и сопровождения и получает со стороны заказчика окончательное одобрение результатов проекта. По завершению внедрения проектная группа производит анализ выполненной работы и удовлетворенности заказчика. Во время этой фазы по ходу переноса компонент решения из среды 6 тестирования в производственную среду могут продолжаться меры по стабилизации решения. Эта методология разработки программного обеспечения описывает управление людьми (проектной группой) и рабочими процессами в процессе разработки решения. MSF представляет собой согласованный набор концепций, моделей и правил. В рамках MSF программный код, документация, дизайн, планы и другие рабочие материалы создаются итеративными методами. MSF рекомендует начинать разработку решения с построения, тестирования и внедрения его базовой функциональности. Затем к решению добавляются все новые и новые возможности. Такая стратегия именуется стратегией версионирования. Несмотря на то, что для малых проектов может быть достаточным выпуск одной версии, рекомендуется не упускать возможности создания для одного решения ряда версий. С созданием новых версий эволюционирует функциональность решения. Подробное описание методологии MSF приведено на сайте Microsoft. Тема 3. Основы проектирования веб-приложений. Веб-сайты. Веб-сервисы. Веб-сайт - это одна или совокупность веб-страниц, доступных в интернете через протоколы HTTP/HTTPS. Страницы веб-сайта объединены общим корневым адресом, а также обычно темой, логической структурой, оформлением и/или авторством. Информация, предоставляемая пользователю на сайте, может быть статическая, и сервер в этом случае является только хранилищем страниц веб-сайта, которые он по запросу клиента пересылает в неизменном виде. Другая схема работы веб-приложения появляется в случае, если веб-сайт работает с динамической информацией, т.е. информация должна зависеть от того, кто и в какой момент времени получает к ней доступ. Динамический сайт может содержать флеш- заставки, ролики, анимацию, а также отдельные статические страницы. Рассмотрим плюсы и минусы статического веб-сайта. К плюсам относится сравнительно невысокая стоимость разработки и технической поддержки (хостинг). Минусом является необходимость модификации программного кода, если требуется изменить контент сайта. При увеличении объемов сайта становится проблематично поддерживать его целостность. Динамический сайт позволяет обеспечить двусторонний обмен информацией между пользователем и приложением, а также он более удобен в управлении и поддержании, т.к. для этого не требуется вносить изменения в код страниц. При этом динамический сайт дороже в технической поддержке, чем статический, требует большее количество ресурсов сервера. В статическом веб-приложении отсутствует разделение логических уровней приложения на уровень представления, уровни обработки и доступа к данным. В динамическом приложении такое разделение появляется. Данные хранятся уже не в коде веб-страниц, а в отдельных файлах или в базе данных (БД). Уровень обработки данных может быть выполнен как монолитный компонент веб-приложения, либо отдельные компоненты могут быть выделены в виде специальных веб-сервисов, программных, доступ к которым осуществляется через Web. Использование таких компонентов улучшает масштабируемость системы, делает компоненты повторно используемыми. Веб-сервисом называется программная система, идентифицируемая строкой URI, чьи публичные интерфейсы и привязки определены и описаны посредством XML. Описание этой программной системы может быть найдено другими программными системами, которые могут взаимодействовать с ней согласно этому описанию 7 посредством сообщений, основанных на XML, и передаваемых с помощью Интернет- протоколов. Веб-сервисы обеспечивают следующие преимущества системе: взаимодействие программных компонентов возможно вне зависимости от платформы, благодаря использованию протокола HTTP возможно взаимодействие компонентов через веб. С точки зрения логической организации веб-сервисов: Назовем сервисом (service) ресурс, реализующий бизнес-функцию, обладающий следующими свойствами: является повторно используемым; определяется одним или несколькими явными технологически-независимыми интерфейсами; слабо связан с другими подобными ресурсами и может быть вызван посредством коммуникационных протоколов, обеспечивающих возможность взаимодействия ресурсов между собой. То есть использование веб-сервисов позволяет ослабить связанность компонентов веб-приложения. Для предоставления конечному пользователю тех функций, которые реализуются веб-сервисом, требуется организовать взаимодействиех трех компонентов: источника запроса к веб-сервису, поставщика веб-сервиса и брокера веб-сервисов, выступающего посредником между источником и поставщиком веб-сервиса. Рис. 4 Веб-сервис. Взаимодействие компонентов. SOAP (Simple Object Access Protocol) – это протокол обмена сообщениями между поставщиком и потребителем веб-сервиса, протокол основан на XML и HTTP. WSDL (Web Service Description Language) – язык, представляет собой XML-схему, которая описывает методы и параметры Web-сервиса. XML-схема – это набор тэгов, используемых в XML-документе. Она позволяет точно определить, какие данные содержатся в соответствующем XML-документе, проверить его целостность. Протокол UDDI (Universal Description, Discovery, and Intgration) – это не зависящий от платформы, открытый каркас описания сервиса, поиска и интегрирования сервисов в веб. Более подробно смотрите на сайте www.uddi.com . Тема 4. Visual Web Developer Express Edition. Общее представление о продукте как о средстве разработки динамических веб-приложений. Мы познакомились с теоретическими основами проектирования веб-приложений, следующий шаг – применение полученных знаний при разработке приложения. 8 Разработка сложных веб-приложений с нуля – трудоемкая задача, требующая от разработчиков навыков проектирования и разработки информационных систем. Для людей, начинающих свой путь в области веб-разработки, решение этой задачи становится более доступным с использованием средств разработки, ориентированных именно на потребности начинающих пользователей. Популярной средой разработки, удовлетворяющей этому требованию, является продукт Microsoft Visual Web Developer Express Edition. Для каждого из уровней веб-приложения (интерфейс, бизнес-логика, данные) VWD предлагает инструментарий эффективной разработки (см.ниже). Веб-приложения в Visual Web Developer Express Edition строятся на основе технологии ASP.NET. ASP.NET - это платформа для разработки и выполнения приложений на веб-сервере, включающая в себя объекты и элементы управления времени разработки и контекст среды выполнения. ASP.NET, в свою очередь, является частью.NET Framework, а потому обеспечивает доступ ко всем возможностям этой платформы. Например, можно создавать веб-приложения ASP.NET на любом языке программирования.NET (Visual Basic, C#, управляемые расширения для C++ и многие другие) и средств отладки.NET. Доступ к данным осуществляется средствами ADO.NET. Аналогично, можно обращаться к службам операционной системы, используя классы.NET Framework, и т. д. Веб-приложения ASP.NET выполняются на веб-сервере, настроенном на работу с Microsoft Internet Information Services (IIS). Однако необязательно работать с IIS напрямую. Можно программировать средства IIS, используя классы ASP.NET, а Visual Web Developer Express Edition будет выполнять задачи управления файлами, такие как создание приложений IIS по мере необходимости и обеспечение способов развертывания веб-приложений в IIS. Преимущество использования Visual Web Developer Express Edition для создания веб-приложений заключается в том, что эта среда предоставляет инструментальные средства, благодаря которым процесс разработки приложений становится намного быстрее, проще и надежнее. В число этих инструментов входят: Визуальные конструкторы для веб-страниц с прототипами элементов управления и режимом просмотра кода (HTML), в котором предусмотрена возможность проверки синтаксиса кода. Оптимизированные редакторы кода, включающие в возможности возможности IntelliSense. IntelliSense в Visual Web Developer Express Edition – это средство, обеспечивающее быстрый доступ пользователя ко всем возможностям языка программирования. Оно позволяет в режиме редактирования программного кода производить поиск по элементам языка, выбирать подходящий элемент и добавлять его в код. Intellisense предоставляет следующие возможности: o просмотр списка членов класса (структуры, объединения или пространства имен) для указываемого объекта этого класса. Выбранный в этом списке член класса, будет добавлен в программный код. o просмотр списка параметров функции, указанной в коде. Информация о фунации включает в себя имена и типы всех параметров, тип возвращаемого значения. o доступ к информации о переменной. Эта функция позволяет, выбрав идентификатор переменной в коде, увидеть, как была объявлена эта переменная. o автозавершение. Эта функция завершает недописанные названия переменных, функций, когда введено достаточно символов для разрешения неоднозначности имен. o Автоматический контроль соответствия открывающих и закрывающих скобок и незамкнутых сегментов кода. Встроенные средства компиляции и отладки. 9 Средства управления проектом для создания файлов приложения и управления ими, включая развертывание на локальном или удаленном сервере. Элементы веб-приложений ASP.NET Создание веб-приложений ASP.NET включает в себя работу со многими элементами из тех, что используются в любом клиент-серверном приложении. В их число входят: Интерфейс пользователя. Приложение, как правило, выводит данные на экран пользователю; в веб-приложении ASP.NET интерфейс пользователя представлен в виде страниц Web Forms, которые направляют выводимые данные в обозреватель. При необходимости можно создать вывод, специально рассчитанный на работу с мобильными устройствами или другими веб-устройствами. Компоненты. Многие веб-приложения можно разделить на компоненты, которые содержат код для выполнения определенных задач и могут быть использованы повторно. Эти компоненты можно создавать в виде веб-служб XML, которые позволяют вызывать эти компоненты через Интернет, например из веб- приложения, другой веб-службы или формы Windows Forms, и использовать их повторно. Данные. Для большинства приложений требуется доступ к данным в той или иной форме. В Visual Web Developer Express Edition для этого можно использовать ADO.NET (службы данных, являющиеся частью.NET Framework). Создание веб-приложения в среде Visual Web Developer Express Edition Рассмотрим последовательность действий для создания простейшего веб- приложения в Visual Web Developer Express Edition. Это будет веб-сайт, выводящий некоторое сообщение (например, «Hello World») при нажатии кнопки. Новый веб-сайт можно создать, выбрав пункт меню File | New web site. Появившееся диалоговое окно предлагает выбрать тип сайта, который вы хотите создать – это может быть ASP.NET Web Site, Empty Web Site, ASP.NET Web Service, Personal web Site Starter Kit. Если вы выберете шаблон ASP.NET Web Site, то Visual Web Developer Express Edition сгенерирует минимальное число файлов, необходимых для создания веб-сайта. Будут созданы одна веб-страница, пустой каталог Data, и.sln-файл проекта. Если вы выберете шаблон ASP.NET Web Service, то Visual Web Developer Express Edition сгенерирует минимальное число файлов, необходимых для создания веб-сервиса. Если вы выберете шаблон Empty Web Site – будет создан лишь пустой каталог и.sln-файл проекта. Если же будет выбран шаблон Personal web Site Starter Kit, то Visual Web Developer Express Edition задействует стартовый набор, образец персонального веб-сайта с некоторыми встроенными возможностями. В списке Location вы можете выбрать местонахождение для создаваемого Web- сайта. В вашем распоряжении - три варианта: HTTP - традиционный способ доступа к Web-сайту по протоколу HTTP с использованием FrontPage Server Extensions (аналогично используемому в предыдущих версиях); FTP - доступ к сайту будет производиться по протоколу FTP; File system - новая возможность ASP.NET 2.0, предлагаемая по умолчанию. При ее выборе будет создан Web-сайт просто в каталоге файловой системы локального компьютера, а для отладки будет использован интегрированный в ASP.NET отладочный Web-сервер. После окончания разработки приложения его необходимо будет опубликовать на обычном Web-сервере Internet Information Server. Для нашего примера выбираем шаблон ASP.NET Web Site. Вводим название сайта – HelloWorld, и путь к нему, указываем язык программирования – Visual C#. 10

HTML . Процесс разработки web -приложений становится похожим на разработку обычных Windows-приложений, где разработчик визуально располагает элементы управления на форме, задает их свойства и пишет обработчики событий.

Расширяемая среда хостинга и управления жизненным циклом web-приложений

Расширяемая среда хостинга ASP .NET управляет жизненным циклом приложений с момента первого обращения пользователя к ресурсу и до момента завершения работы приложения. Сама ASP .NET использует в качестве среды web-сервер (IIS), при этом предоставляя функции хостинга. ASP .NET позволяет обрабатывать события, происходящие в приложениях, и создавать собственные HTTP-обработчики и модули.

Расширяемая среда проектирования пользовательского интерфейса web-приложения

ASP .NET позволяет создавать собственные визуальные редакторы серверных элементов управления и интегрировать их в средства разработки, например в Visual Studio. Визуальные редакторы позволяют разрабатывать пользовательские интерфейсы элементов управления и добавлять к элементам управления необходимые свойства и методы.

Похожие публикации